Рецензия на книгу «Исследование мира осознанных сновидений» Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Рецензия на книгу «Исследование мира осознанных сновидений»

Устьянцев А.

18 ноября 2008 г.

...видеть и анализировать сны чрезвычайно важно для человека, желающего понять себя. Треть нашей психической жизни протекает во сне, и если человек не запоминает своих снов (или, как некоторые ошибочно полагают, что совсем не видят снов) – это значит, что человек теряет осознание себя, или не имеет представления об одной из важнейших частей его жизни, или просто не хочет видеть ряд своих проблем.

(Антонио Менегетти. Словарь образов, или Практическое руководство по имагогике)

Эта книга (авторы – Стивен Лаберж, Ховард Рейнголд) посвящена одному из интереснейших направлений работы со сном – практике осознанных сновидении (ясных снов). Исследование осознанных сновидений относится к бурно развивающейся области психологии – трансперсональной психологии и вносит свой вклад в познание особых состояний сознания. За короткий срок результаты здесь более чем впечатляющие. Книга суммирует опыт исследований в этой области. Приведена обширная библиография.

Книга представляет собой практическое руководство для желающих освоить это искусство. Практика делится на три части, которым соответствуют три этапа работы:

1) подготовительная часть;
2) овладение осознанными сновидениями;
3) их использование.

Овладение осознанными сновидениями (ОС), в свою очередь, состоит из:

1) достижения ОС;
2) удержания ОС;
3) управления ОС.

Методы достижения делятся на две группы:

1) вхождение из состояния сна;
2) вхождение из состояния бодрствования.

К первой группе, в частности, относятся методы электронной психотехнологии, в том числе разработанный автором прибор «Дримлайт» для вызывания светостимулированных ОС. Техники удержания ОС позволяют увеличить их длительность, предотвращая как просыпание, так и погружение в неосознанное сновидение. Сюда же относятся методы пробуждения из ОС.

Мир сна обладает очень пластичной реальностью. Эта пластичность сохраняется и в ОС, но теперь сновидящий может управлять реальностью с помощью намерения, расширив спектр своих возможностей. Он может летать, изменять обстановку, управлять персонажами, контролировать свои реакции, изменять сюжет, переноситься в нужные места или задавать их заранее, перевоплощаться в других существ и делать многое другое.

Эти огромные возможности могут быть использованы в самых различных целях. Уже само ОС – это удивительное необычное переживание. Но кроме того, оно позволяет испытать самые разные приключения (например, используя сюжеты книг и кино), путешествовать в пространстве и времени, исполнить заветные желания.

Осознанное сновидение может помочь:

– приобрести и отработать навыки и стили поведения;
– преодолеть волнение в различных ситуациях;
– найти решение различных проблем в бизнесе, искусстве, науке и т.д.;
– в лечении заболеваний;
– в разрешении психологических проблем;
– в самореализации и духовном развитии;
– и т.д.

К сожалению, в книге не рассматривается искусство сновидения, изложенное в работах Карлоса Кастанеды, Флоринды Доннер, Тайши Абеляр. Более того, нет исследований того, что является сутью этого искусства – совмещение мира сна и мира бодрствования.

Тибетские техники изложены слишком упрощенно, а техника горшкообразного дыхания по сути неверна. Интересующиеся ими могут обратиться к книгам:

Тибетская йога и тайная доктрина, т.2. – Киев, 93.
Гарма Ч. Ч. Чанг. Учения тибетской йоги. – М., 95 (техника горшкообразного дыхания дается при описании йоги тепла).

Опубликовано в журнале «Мост» №1/1996.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014