Заметки о сне Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Заметки о сне

Устьянцев А.

18 ноября 2008 г.

Об изучении сна

Имеется два способа получения данных о сне:

1) внешний, объективный;
2) внутренний, субъективный, интроспективный. При этом возможно сопоставление материала для получения более целостной и глубокой картины сна.

Применение второго способа ограничивается сном со сновидениями и околосонными состояниями. О сне без сновидений можно лишь догадываться по времени и отсутствию воспоминаний, а также данным входа и выхода. Отметим несколько моментов, связанных с применением этого подхода.

1. При таком подходе логично опираться на представление о сне как особом, естественном, периодическом состоянии сознания. Отсюда возникают вопросы, связанные с теорией состояний сознания, и акцент исследования переносится с содержания сновидений на состояние сознания при сне со сновидениями и околосонные состояния.

2. Основной задачей такого изучения сна является овладение переходом во внутренние пространства и некоторое знакомство с ними. Такая ориентация не только ведет к практическому результату, но и открывает новые перспективы в исследованиях. Эта особенность непосредственно связана со следующим направлением исследований.

Воин выбирает тему (сна) сознательно, прервав внутренний диалог и удерживая образ в голове. Иными словами, если он сможет на какое-то время прервать беседу с самим собой, а затем, пусть даже на мгновение, удержать мысль о желаемом в сновидении образе, он увидит то, что ему нужно.

(Карлос Кастанеда. Сказки о силе)

3. Изучение работы со сном. С одной стороны, это изучение практик, а с другой – практическое изучение. В духовных учениях накоплен огромный материал по работе со сном. Необходимо собирать этот материал, тщательно изучать и на его основе разрабатывать практические методы. Идет активная опытная работа по созданию и отработке различных практических методов (гипнопедия, толкование сновидений, овладение ясным сном и т.д.).

4. Интересный материал может дать изучение явлений, сходных со сновидческими, но наблюдающихся при более обычных состояниях, что облегчает их изучение. Например, «рассказ-игра» при бодрствовании (игра воображения), забывание при расслаблении. Дремота, как особое состояние, имеет несколько сходных характеристик, но в то же время легче контролируется.

5. Необходимо учитывать, что восприятие и осознание могут быть разделены во времени. При изучении сна мы обычно имеем дело не с восприятием, а с воспоминаниями, т.е. базовое опознавание происходит по ходу воспоминания.

6. В изучении можно выделить три этапа и, соответственно, три основные процедуры:

а) эмпирическое (непосредственное) описание и классификация (выделение характерных, явно отличающихся типов);
б) анализ, выделение общих и специфических элементов;
в) построение модели, логическая классификация.

Субъективный мир

При интроспективном изучении сна мы переносим внимание с объективного мира на субъективный во всей его целостности. Поэтому удобно взять его за основу. Сон и бодрствование тогда будут двумя составляющими этого мира:

1) мир бодрствования (МБ);
2) мир сна (МС).

Структура субъективного мира:

1) внешний мир;
2) внешнее «Я» (тело, поведение);
3) внутренний мир (мышление, память, эмоции и т.д.), эмпирическое «Я»;
4) внутреннее «Я» (как принцип, чистый восприниматель и деятель – сознание и воля вне содержания).

Внешнее и эмпирическое «Я» составляют образ себя. Структура субъективного мира является основой структуры наблюдения при изучении сна:

1) внешний мир сна;
2) внешнее «Я» мира сна;
3) эмпирическое «Я» мира сна;
4) связь эмпирического «Я» мира бодрствования с внешним миром и образом себя мира сна;
5) связь «Я» и внешнего мира в мире сна. Рассмотрим некоторые различия между МБ и МС, или особенности МС.

Образ себя в мире сна

В мире сна есть некое «Я», которое мы после пробуждения отождествляем с собой. Будем называть его «двойником», а «Я» из мира бодрствования – «человеком». Хотя после пробуждения они и отождествляются, но остается ощущение различия, какой-то неуловимой разницы.

«Двойник» имеет образ своего тела (хотя не всегда, см. виды сна), правда, может быть, не очень четкий, и выделяет его из внешнего мира, соотнося с собой. Действия совершает полусознательно, они скорее происходят сами собой. Целей как бы нет, или они ограничены текущей ситуацией. В основном – куда-то попасть, что-то найти.

«Двойник» имеет какое-то знание об объектах и явлениях мира сна. При этом у него почти нет знания о ситуациях, в которых он находится. Если он идет, то не знает, куда и зачем. Он может не знать людей, с которыми тесно взаимодействует. Но это его и не интересует, он полностью погружен в текущую ситуацию и не задает вопросов. Это подобно тому, как человек, делая одно, отвлекается на другое, а затем на третье, и т.д. Поэтому память как сознательные усилия по воспроизведению информации отсутствует. Лишь иногда всплывают кусочки знаний, связанные как-то с ситуацией.

Критичность слабая, или ее вообще нет. Все странные, необычные вещи принимаются как нормальные, не задерживая особо внимания. Лишь иногда они вызывают легкое удивление, недоумение.

Мышления, собственно, нет. Есть отдельные мысли, связанные с ситуацией. Чувствуется какая-то замкнутость, круговорот мысли. «Человек» может его разорвать, выйти из непосредственной ситуации и обратить мысль на другие предметы. «Двойник» этого не может. Переключение мысли – есть переключение ситуации.

Таким образом, можно предположить, что «двойник» – это «человек» с затемненным сознанием. Феномен ясного сна подтверждает это. Отсюда можно установить связь с некоторыми патологическими состояниями сознания.

...дон Хуан сказал мне:

– Сновидение должно быть испытано, иначе просто невозможно понять – что же это такое. Простое наблюдение снов не есть сновидение.

(Карлос Кастанеда. Искусство сновидения)

Виды сна со сновидениями

Итак, можно выделить две основные характеристики этого сна:

1) переход во внутренние пространства;
2) затемненность сознания.

Вторая характеристика не является обязательной. Она отсутствует в ясном сне.

При анализе сна и околосонных состоянии можно использовать, в определенной мере, классификацию видений:

Когда органы чувств включены, видения накладывался на внешнюю реальность, или происходит изменение е восприятия. В промежуточном состоянии сознание качается между внутренней и внешней реальностью. Восприятие внешней реальности ограничено и сводится в основном к ощущению тела, а при переключении внимания на видения пропадает. Отключение органов чувств обычно связано с вхождением в видение. Если при восприятии со стороны человек, видя картину, ощущает себя вне ее, т.е. именно смотрит картину, то здесь она становится единственным миром. Человек полностью порывает связи с внешней реальностью и через все модальности – зрение, слух, осязание, тело (если оно есть) связан с миром видения, живет в нем.

По яркости и глубине можно выделить следующие виды сна:

1) «рассказ»;
2) обычное сновидение;
3) яркое сновидение;
4) ясный сон.

Кроме того, по содержанию сновидений можно выделить группу особых снов: летание, сон во сне, с религиозным и мистическим опытом и т.д. Это все яркие и ясные сны.

Сон-рассказ

Это сон с большой речевой наполненностью. Рассказ события, как будто читаешь книгу, сопровождается зрительными образами, т.е. визуальный и звуковой ряд независимы, хотя и согласуются. При просыпании визуальный ряд исчезает, и остается лишь звуковой.

Этот сон может идти:

1) с усилием, умственным напряжением, человек создает его, рассказывая. После него чувствуется некоторое утомление.
2) сон идет сам, приятное состояние расслабленности и спокойствия. Рассказ ведется помимо человека, но через него. Не затрачивается никаких усилий на создание сюжета. Это скорее слушание и повторение «про себя». Слова идут изнутри, как будто прорвало плотину, и поток слов несет человека.

Сон-рассказ – это неглубокая стадия сна. Возможно, обычный сон и есть рассказ, сопровождающийся образами, но при более глубоком погружении. Мысли и речи персонажей лишь его слова.

Яркий сон

При нем, в отличии от обычного, образы яркие, четкие, цветные. Мышление двойника, хотя тоже ситуационно, но более активно и самостоятельно. Именно из него обычно совершается переход в ясный сон.

Таким образом, мы были оставлены здесь наедине с тревожным знанием о том, что наша психика суть вещь неизмеримо более сложная, чем твердит нам наш повседневный рассудок.

(Карлос Кастанеда. Искусство сновидения)

Опубликовано в журнале «Мост» №1/1996.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014