Поэзия: взгляд сквозь соционику Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Поэзия: взгляд сквозь соционику

Анна Ларина

18 ноября 2008 г.

Не собираюсь петь дифирамбы белой интуиции, но речь именно о ней...

(некий Джек)

Поэзия – неотделимая часть человеческой культуры. Гармония стихосложения раз за разом пытается отразить в себе гармонию Вселенной. Ценность и красота поэзии несомненны. Но почему же тогда одни люди читают и любят стихи, а другие терпеть их не могут? Почему одному по душе единственное стихотворение, а другому – все творчество отдельного автора? Почему действительно хорошие стихи нравятся почти всем, но абсолютно не воспринимаются некоторыми?

Восприятием и написанием стихов, по моему мнению, в большей степени заведует та часть психосферы, которую Юнг обозначил как интровертированная интуиция. Конечно, прочие функции тоже никуда не деваются – экстравертированная сенсорика, заведующая здесь формой и красочностью образов, или экстравертированные эмоции, отвечающие за звуковую ритмику. Однако, если для музыки экстраэмоции стоят несомненно на первом месте, то в стихосложении его по праву занимает интраинтуиция.

Смотрите сами: стихи – это срезы человеческих судеб, внутренние состояния человека, глубоко им переживаемые или тщательно анализируемые, пойманные за хвост улетающие мгновения настоящего, редкие кадры из киноленты жизни. Судьба, состояние, время – это именно то, что воспринимает белая интуиция, ее информационно-энергетический поток.

К сожалению, сегодня в нашем обществе не слишком развита культура восприятия поэзии, хотя считается, что белая интуиция – хорошо развитая психологическая функция в семантическом поле российского народа. Однако семьдесят лет «МАКСИМизации», то есть подчинение личных интересов коллективным, и творчества – идее материализма, несколько обесценили ее в сознании людей. Да и настоящее время диктует свои законы, когда страна, чтобы выжить, бросает все силы на развитие информационно-энергетического потока экстравертированной сенсорики. то есть финансово-волевой сферы. Как мы могли научить ребенка воспринимать поэзию, если ему нечем это делать? Не объяснит учитель, в чем прелесть стихотворения, если интуитивно не научился переводить с языка одного восприятия на язык другого. Любой психолог знает, как понимают друг друга, например, кинестетик и визуалист. «Доктор, что-то мне так душно, так плохо... – Я понимаю, вам нужно нарисовать красивые перспективы. – Да нет, просто давит что-то... – Это картины вашего воображения. Представьте себе что-нибудь прекрасное...»

Не менее забавно наблюдать, как по-разному воспринимают стихи люди с различным местоположением функции интраинтуиции. Однажды я была свидетелем спора между ИЭЭ (Гексли) и ЛИЭ (Джеком), предметом которого являлись несколько стихотворений. Гексли утверждал, что в произведении должна быть суть, а все остальное есть лишь форма, и если в стихотворении говорится о вещах банальных и давно в зубах навязших, то оно не стоит внимания и нравиться не будет. Джек превозносил гармонию и плавное перетекание слов и рифм, а также мастерство поэта, умеющего красиво выразить известные всем чувства, на которые, может быть, читатель в себе самом и не обратил бы внимания, если б не это стихотворение. Надо ли говорить, что каждый из них остался при своем мнении, хотя и признал право на существование иного взгляда на этот вопрос – и то лишь за счет того, что они знали соционику.

Естественно, что экстраинтуитивный тип лишь смутно «отражает» интраинтуицию. В стихах его будет привлекать либо сила эмоций, либо оригинальность выраженной идеи, либо глубина потенциала автора, но никак не абстрактная «гармония».

Так что я всячески приветствую в журнале по соционике поэтическую рубрику, и надеюсь, что приводимые в ней произведения будут не только помогать набирать опыт в типировании, но и развивать культуру поэтического восприятия, раскрывая прелести белой интуиции.

Опубликовано в журнале «Мост» №1/1996.

Ключевые слова: белая интуиция

© Уральская школа соционики, 2008-2024