Дуальная природа человека. Главы 5, 6 Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Дуальная природа человека. Главы 5, 6

Аушра Аугустинавичюте

18 ноября 2008 г.

Глава 5. Что кого интересует и кто в чем разбирается

Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируют. Механизм этого явления, по нашим сегодняшним представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражаются в мозгу с разной степенью дифференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид, отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно, с большей точностью, позволяющей осмысливать эту информацию и передать ее в словесной форме.

Что это за аспекты?

Приспособление организма к окружению – непрекращающаяся цепь актов физической активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире, тоже ни что иное как цепь актов физической активности. А цепь актов физической активности ни что иное как четыре такта двигателя внутреннего сгорания:

1) потенциальная энергия,
2) превращение потенциальной в кинетическую,
3) кинетическая энергия,
4) использование кинетической энергии.

Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один лучше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способностях (1 такт), другой в его эмоциональной жизни (2 такт), третий в том, как он работает (4 такт). Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их называть черными элементами информационного метаболизма человека:

I (черная интуиция)

Содержание объекта. Его потенциальная энергия и внутреннее содержание, внутренние возможности. Программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные способности человека. То, что Карл Маркс называл рабочей силой, т.е. сумма физических и психических способностей человека. Чувство наличия-отсутствия скрытых внутренних способностей, возможностей, дающее способность видеть постоянство или недолговременность какого-либо объекта или явления.

F (черная сенсорика)

Форма объекта. Кинетическая энергия объекта, его готовность использовать свою энергию. Его внешние качества, цвет, очертания, гладкость или шероховатость поверхности, внешняя мобилизованность, воля человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим. Чувство, что объект готов или не готов к проявлению воли, силы, чувство эстетичности-неэстетичности объекта.

P (черная логика)

Внешние движения. Событие, факт, поступок, изменение места в пространстве. Внешнее проявление процесса, его форма. Перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов. Чувство логичности-алогичности поступка, чувство возможности-невозможности противостоять происходящему.

E (черная этика)

Внутренние процессы. Внутренние, скрытые от глаз процессы, часто выдающие себя исходящими изнутри звуками или изменениями внешности объекта (например, покраснение лица). Для человека это – от эмоциональных переживаний до пищеварения. Эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность. Чувство этичности-неэтичности внутренних импульсов, чувство возможности-невозможности изменить происходящее в себе или другом объекте.

T (белая интуиция)

Время. Субъективеое время объекта и объективное календарное время. Продолжительность функционирования или существования объекта, определяемое наличием потенциальной энергии и ее использованием в единицу времени. Внешняя ситуация объекта среди других объектов, то есть – его ситуация во времени. Промежутки времени между событиями, продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медленность. Все это относится и к внешним, и к внутренним процессам. Чувство своевременности-несвоевременности, спешки-неспешки и т.п., чувство релятивности происходящего во времени.

S (белая сенсорика)

Самочувствие. Внутренняя ситуация объекта среди других объектов, их воздействие на его самочувствие, отражение в его самочувствии. Можно сказать, «звучание» пространства внутри объекта. Самочувствие определяется как внешними, так и внутренними процессами. Чувство приятности-неприятности, физического и эстетического удовлетворения и неудовлетворения.

L (белая логика)

Расстояния в пространстве, пространство. Расстояние между объектами, место в пространстве или среди других объектов, иерархия. Система как сумма установленных или установившихся расстояний, система объективных закономерных взаимоотношений в природе и обществе. Объективные потребности человека, то есть – нужная ему система отношений с разными объектами, начиная от пищевых продуктов. Все расстояния – результат внешних перемещений. Чувство логичности-алогичности, разумности-неразумности.

R (белая этика)

Притягательная сила объектов, +/– притяжение. Это можно назвать «субъективными расстояниями» между объектами. Для человека это, к примеру, любовь-ненависть. Любимый и на большом расстоянии близок, ненавистный и на малом – далек. Чувство этичности-неэтичности отношений, их нужности и ненужности друг другу.

Все восемь элементов ИМ находятся в психике каждого индивида. Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки информации. Но в сложных, интеллектуальных усилий требующих ситуациях люди склонны доверять только одной паре элементов: одному черному и одному белому. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е. активные, творческие отношения индивида с внешним миром определяющим является белый элемент, мы называем человека экстравертом, когда черный – интровертом.

Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллектуальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хочет быть и казаться как можно более толковым, делает усилие, насколько это в его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами. Например, индивид с логическим мышлением избегает говорить о своих чувствах.

Интересно было узнать, какие психические свойства и какие психические типы распространены среди населения республики (Литовская ССР). Для этого обследовано 100 мужчин и 100 женщин. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка людей (200 человек) не может представлять республику. Но ее достаточно для понятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди мужчин или только среди женщин.

название типа символ типа мужчины женщины

шизотимы

1. логико-сенсорный экстраверт PS 5 2
2. логико-интуитивный экстраверт PT 4 2
3. логико-сенсорный интроверт LF 6 3
4. логико-интуитивный интроверт LI 6 5
5. этико-сенсорный экстраверт ES 3 10
6. этико-интуитивный экстраверт ET 5 9
7. этико-сенсорный интроверт RF 3 4
8. этико-интуитивный интроверт RI 3 10

циклотимы

9. сенсорно-логический экстраверт FL 9 3
10. сенсорно-этический экстраверт FR 4 9
11. сенсорно-логический интроверт SP 12 8
12. сенсорно-этический интроверт SE 7 15
13. интуитивно-логический экстраверт IL 11 4
14. интуитивно-этический экстраверт IR 10 6
15. интуитивно-логический интроверт TP 8 2
16. интуитивно-этический интроверт TE 4 8

Из них:

  мужчины женщины
экстраверты 51 45
интроверты 49 55
логические 61 29
этические 39 71
всего 100 100

Отсюда релятивность таких понятий, как женственность и мужественность: каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую женственность видит в интровертной девушке, интроверт в экстравертной, личность логического типа ИМ в этическом мышлении, личность этического типа ИМ – в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной мужественности. Есть женщины и мужчины с разными психическими структурами, которые не только кажутся, но и являются идеально женственными и идеально мужественными, когда должным образом дополняют нашу психическую структуру.

Поэтому дальше при разговоре о сочетании психических структур, ради избежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об индивидах с сенсорным, интуитивным, логическим и этическим типом ИМ. В примерах, где ради образности говорится «он», таким же образом можно сказать и «она».

В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психических типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности – 9.

Глава 6. Сознательность любви

Любовь – осознанное явление или неосознанное? Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд и имеет возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. У кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические интуитивные), любят не потому, что выбрали. Любовь – не то, что они делают, а то, что с ними происходит. Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознанно (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические).

Все этические (этический элемент на первом или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они их не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувства: любовь, страх, восхищение), если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания – это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и молчат, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума. Все сенсорики хорошо понимают как свои, так и чужие физиологические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен поверить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным. Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как будто прячется за своей элегантностью. Сенсорный о своем влечении легко признается не только себе. Влечение – обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие быть любимыми, одни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным обоснованием можно назвать субъектами любви, других – объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и те, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера. Потому что когда оба одинаково инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдостороннего недоверия в чувствах партнера.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, другому может быть лишь доказательством отсутствия чувств. Поэтому, если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по-видимому, есть психическое несоответствие, о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для него партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются.

Опубликовано в журнале «Мост» №1/1996.

Ключевые слова: аспекты

© Уральская школа соционики, 2008-2024