Подтипы: эмпирические портреты Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Подтипы: эмпирические портреты

Вера Борисова

20 ноября 2008 г.

Рано или поздно изучающий соционику осознает удобство и эффективность соционической модели: бросается в глаза «тимное», как в себе, так и в окружающих; можно хотя бы умозрительно представить себе, как другой человек думает, что он чувствует, каким видит мир и как, вероятнее всего, будет поступать в том или ином случае. Но ведь ТИМов всего 16, тогда как среди всего человечества вы не найдете двух одинаковых людей. Вооружившись соционикой, легко увидеть общие черты у разных представителей одного типа. Но чем более развит человек, чем сложнее его внутренний мир и богаче его жизненный опыт, тем меньше в нем «тимного» и больше – индивидуального.

Однако отказываться от такой удобной вещи, как соционическая модель, совершенно не хочется. Быть может, возможно ее как-нибудь усложнить, уточнить, детализировать? Если описать различные «отклонения» от базового ТИМа в тех же соционических терминах, мы получим «ТИМы внутри ТИМов». Сложного в этом ничего нет – глядя на модель и сравнивая с ней живого человека, соционики сплошь и рядом употребляют выражения вроде «этический Дон» или «сенсорный Бальзак». Если теперь свести все наблюдаемые «отклонения» к единому основанию (усиление одной функции в модели; усиление блока; можно также ввести дополнительное основание, не предусмотренное моделью – см. систему подтипов по Гуленко), получится классификация подтипов, позволяющая создать более детальную модель человеческой психики.

Итак, подтип – это уточняющая, дополнительная характеристика носителя ТИМа, основанная (чаще всего) на вариативности работы соционических функций в рамках одного ТИМа.

К настоящему моменту в соционике разработано несколько вариантов классификаций подтипов. Рассмотрим сначала общие принципы этих классификаций, а затем более подробно – отдельные теории.

Актуализация

Когда говорят об усилении той или иной функции, аспекта, блока, это явление часто обозначают термином «акцентуация» или «акцентирование», имея в виду, что на определенной функции делается акцент. Полезно, во-первых, заменить понятие «акцентуация» словом «актуализация», во-вторых, ввести (и разделить) понятия содержательной и структурной актуализации.

Дело в том, что понятие «акцентуация» используется в психологии для обозначения патологических аномалий характера в крайних вариантах нормы, таких его особенностей, которые напоминают психопатии и типологически сходны с ними [Личко А. Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1979]. Так что лучше мы не будем использовать этот термин, во избежание нарастания энтропии.

Актуализация (вообще) на том или ином информационном аспекте (или блоке) – усиление для субъекта ценности смыслового содержания этого аспекта, концентрация внимания на этом пласте информации о мире, сознательное (или самопроизвольное) возвращение к точке зрения через призму именно этого аспекта и той информации, которой по данному аспекту субъект располагает.

Основная идея актуализации – во временном усилении чего-либо (любой функции, блока и т.п.) в связи с текущими потребностями (внешними или внутренними).

Соответственно, содержательная актуализация – выделение или усиление того или иного аспекта вне зависимости от его места в структуре модели ТИМа.

Структурная актуализация – это актуализация аспекта, занимающего определенное место в модели, т.е. актуализация не аспекта, а функции. Первично здесь не содержание аспекта, а «стратегия», осуществляемая актуализированной функцией. Например, ролевая подстраивается под поведение окружающих; ТНС «считает» для себя нормой постоянное наличие некоторого дискомфорта, и т.д.

Надо заметить, что актуализаций у одного человека в один момент времени может быть несколько.

Содержательная актуализация

1. Аспекты

Как увидеть актуализацию того или иного аспекта, диагностируя конкретного человека? Начнем с простого. Возьмем двух людей, принадлежащих к одному ТИМу – пусть, например, это будет интуитивный ТИМ – и сравним: кто из этих интуитов более сенсорный? Мы увидим разницу. Возможно, эта разница будет настолько заметна, что мы зададимся вопросом – а правильно ли мы определили ТИМ по крайней мере одного из них?

Однако ТИМ – это не просто преобладание одного аспекта над другим в психике человека, а совершенно определенная структура с определенными же взаимосвязями между элементами. Поэтому будем считать, что все эти взаимосвязи уже проверены и базовый ТИМ был определен правильно.

Но факт остается фактом: вот мы видим «улетевшего» интуита, со всей ему свойственной неопределенностью во взгляде, выражении лица, одежде и движениях, – и его «тождика» – аккуратного, внимательного, и даже в белой рубашке. И если исключить ошибку в типировании – остается назвать данное явление сенсорной актуализацией, а к основному «диагнозу» сделать приписку: «усилена белая сенсорика».

Причины же такого усиления могут быть самые разные. Быть может, у этого человека такая работа, где необходимо соблюдать дресс-код; может, родители в детстве приучили обращать больше внимания на окружающую реальность; а может, он самостоятельно пытается научиться чему-то сверх базовой ТИМной «комплектации» – сознательно либо следуя определенным психологическим законам развития личности.

Между функцией, находящейся в блоке ЭГО, и любой другой, пусть даже актуализированной, есть заметное различие в дифференцированности, в осознанности данного аспекта. Актуализированная функция может содержать в себе большое количество психической энергии и за счет этого активно проявляться, но ей недостает, так сказать, «тонкости настройки».

Приведем краткие описания усиленных функций.

«F – Твердость. Способность твердо держать свою позицию, не сдаваться, не отступать. Упрямство. Дифференцированная F проявляет волю, а Твердость – сопротивляется.

S – Крепкость. Способность переносить напряжения, повороты судьбы, лишения, неудобства. Крепкие нервы, крепкий характер. Пластичность. Дифференцированная S изменяет условия, а недифференцированная внутренне к ним приспосабливается.

I – Уверенность. Знание ситуации, уверенность в своих возможностях, высокая самооценка. Уверенность в своих знаниях, в благоприятном результате – «я сам по себе благоприятный результат». В отличие от дифференцированной иногда проявляется как самоуверенность.

T – Готовность. Опережение событий, умение не паниковать и не переживать перед надвигающимися событиями. Умение спокойно ждать, без страха смотреть в будущее. Дифференцированная T знает, что будет, а Готовность противостоит перед неизвестным, готовится к неизвестному.

P – Настойчивость. Приложение усилий в осуществлении чего-либо, способность противостоять трудностям, прикладывать усилие. В отличие от дифференцированной P может тратить много сил на ненужную работу, не замечая этого.

L – Строгость. Настойчивость субъекта. Давление авторитета, правила, порядка – «так нужно, потому что так нужно», в отличие от дифференцированной, которая осознает, почему существует это правило, в чем смысл такого порядка.

E – Азарт. Сила интересности. Эмоциональная сила, которая улавливается или вкладывается во что-то. Не имеет осознанного направления, тогда как дифференцированная E реагирует осмысленно, испытывает энтузиазм по определенному поводу.

R – Страсть. Крайняя степень отсутствия равнодушия, сильное, чрезвычайное чувство, импульсивное, не поддающееся контролю. Дифференцированная R осознает свои чувства, умеет управлять ими» [Шепетько Е. Психологическая сила // Журнал «Мост», №1/1996].

Читатель уже знаком со смысловым содержанием аспектов, и ему не составит труда «наложить» их проявления на ТИМ. Также можем порекомендовать в этой связи ряд статей Мегедь В.В. и Овчарова А.А., в которых описаны биоакценты ТИМов, т.е. 8 подтипов с усилением того или иного информационного аспекта. [Например: Мегедь В.В. Психоинформационные акценты типа (психоакценты). 2003. Мегедь В.В. Поведенческие и визуальные характеристики представителей биоакцентов типа (дополненные склонностью к определенной психопатологии) и их совместимость. 1991-2003. Мегедь В.В. Биоакценты типа: тест, краткие описания, отношения и эмоции, совместимость, возрасты любви. // Журнал «Психология и соционика межличностных отношений» (Киев), № 1 (13), 2004. Мегедь В.В. Характеристики представителей биоакцентов типа (дополненные склонностью к определенной психопатологии). // ПиС, №2-3 (14-15), 2004. Овчаров А.А. Внешние признаки представителей биоакцентов типа. // ПиС, №4 (16), март 2004. Мегедь В.В. Совместимость представителей акцентов типа. // ПиС, №6 (18), 2004.]

По нашим наблюдениям, чаще всего актуализируются аспекты, находящиеся в блоках Суперэго или Ид соционической модели ТИМа.

Отдельно отметим систему подтипов, которая рассматривает усиление функций только блока Эго (т.е. либо базовой, либо творческой), выделяя в каждом ТИМе два подтипа: базовый (терминальный) и творческий (инициальный) [Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. – М., 2003. Шульман Г.А. Картина интертипных отношений. Часть I. Первый уровень взаимодействия, или ещё раз о коэффициенте относительной интенсивности интертипных отношений. // СМиПЛ, 1998, №№ 1-2. Цыпин П.Е. Системы подтипов. // Секреты типирования. – М.: Черная белка, 2004].

2. Блоки

Эти же самые пары функций (Суперэго, Ид, реже Суперид) могут быть настолько значимыми в восприятии и поведении человека, что мы можем говорить уже об актуализации блока. Именно такое явление обозначает, например, соционически-жаргонное выражение «сидеть на Суперэго». Здесь возможно сделать некоторые выводы, связанные с текущей жизненной ситуацией человека. Так, «сидение на Суперэго» может быть реакцией на жесткий внешний контроль – социальный или, к примеру, родительский; актуализация блока Ид – следствием трудностей в самореализации личности и попыткой осуществления ее «в обход» блока Эго. (Здесь содержательная актуализация дополняется структурной, и довольно трудно сказать, которая из них является первичной.)

Представляется вполне осмысленной в определенных ситуациях актуализация и других функциональных блоков соционической модели, скажем, «творческого блока», «стратегии борьбы» и т.п. [Шепетько Е. Лекции (неопубл.)].

Еще одна классификация подтипов основана на усилении «правого» или «левого» блока. Эти блоки состоят не из двух, а уже из четырех функций. Левый блок – инертный – включает 1, 4, 6 и 7 функции; правый – контактный – 2, 3, 5, 8. Например, Дон Кихот может быть интуитивно-этического либо логико-сенсорного подтипа [Цыпин П.Е. Системы подтипов. // Секреты типирования. – М.: Черная белка, 2004].

Надо отметить, что выраженность такого подтипа не только характеризуется актуализацией соответствующих функций, но и влияет на проявление признака «рациональность-иррациональность». У «левого» подтипа этот признак усилен, а у «правого» – ослаблен: например, рациональный тип «правого» подтипа обнаруживает больше иррациональности, чем ему «положено» базовым ТИМом.

Структурная актуализация. Система подтипов по Гуленко

Как следует из первоисточника [Гуленко В.В., Мегедь В.В. Совместимость и дуальность. Введение в теорию психофункциональных взаимодействий. 1995; Гуленко В.В. Теория подтипов: система DCNH. 2006], четыре подтипа формируются на пересечении трех пар качеств: контактность/дистантность, терминальность/инициальность, коннективность/игноративность

Комбинируя эти три шкалы, получаем следующие четыре подтипа:

1) контактный, терминальный, коннективный – доминантный подтип (D);
2) контактный, инициальный, игноративный – креативный подтип (C);
3) дистантный, терминальный, игноративный – нормирующий подтип (N);
4) дистантный, инициальный, коннективный – гармонизирующий подтип (H).

Из того же первоисточника мы можем узнать, что:

1. Качества, фокусируемые в подтипе, совпадают с аспектным наполнением функций следующим образом. Усиление линейно-напористых функций (E и P), какую бы позицию они не занимала в модели А, формирует доминантный подтип. Усиление гибко-разворотливых функций (I и F) связано с возникновением креативного подтипа. Усиление уравновешенно-стабильных функций (L и R) даёт нормирующий подтип. Усиление восприимчиво-адаптивных функций (S и T) – гармонизирующий подтип.

2. Подтипообразующие качества уточняют основные соционические дихотомии, определяя более тонкие нюансы поведения.

Шкалой терминальность/инициальность В.Гуленко пользовался в более ранних работах для выделения двух подтипов, соотнося ее с усилением 1-й (терминальный подтип) или 2-й (инициальный подтип) функции [Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. – М., 2003]. Однако основное отличие – инициальный начинает (инициирует), его работоспособность выше в начале работы, а вот довести до конца дело ему трудно. Терминальному, напротив, труднее начать дело, но ближе к завершению его работоспособность возрастает. Также к этой дихотомии относится склонность к упорядочиванию. Таким образом, это конкретизация дихотомии рацио/иррациональность, вносящая в нее промежуточные градации. К терминальным личностям принадлежат ярко выраженные рационалы и «упорядоченные» иррационалы. Инициальным поведением будут обладать ярко выраженные иррационалы, а также «неупорядоченные» рационалы.

Полярность контактность/дистантность означает преобладание либо потребности в общении, либо потребности в дистанцировании. В категорию контактных попадут «классические» экстраверты, а также общительные интроверты. (Не стоит забывать, что коммуникабельность, активность и прочие подобные качества (или их отсутствие) слабо соотносятся с соционической дихотомией экстра/интроверсии.) Дистантными являются «классические» интроверты и неконтактные экстраверты.

В основе шкалы коннективность/игноративность – чувствительность к изменениям внешней среды. Коннекторы очень чувствительны к таким переменам, а игнораторы, как говорит само название, способны не обращать на это внимания. Принцип контакта/обратной связи с окружающей средой выглядит так: коннектор самостоятельно налаживает связи, стремится удерживать их, привязчив; реагирует не столько на положительные, сколько на отрицательные импульсы, стремясь их преобразовать («что это он на меня внимания не обращает? надо им заняться!»). Игноратор же действует по принципу зеркального отклика: «как вы ко мне, так и я к вам». Данная полярность является подтипным уточнением дихотомии динамика/статика.

3. Существуют пары подтипов, которые дополняют друг друга по принципу противоположности. Это доминатор-нормик и креативный-гармонизирующий. Другие сочетания менее комфортны, менее эффективны и т.п.

4. В отличие от типа, подтип в течение жизни может измениться, и даже не один раз. Но все равно редко, т.к. для такого изменения нужны серьезные основания – сильное внешнее воздействие либо внутренняя работа над собой (а скорее всего, оба фактора в комплексе).

Подтип в данной системе отсчета связан не только с содержательным наполнением того или иного аспекта, а и с особенностями структуры типологической модели. Конкретно – доминирующий демонстрирует дополнительное усиление базовой функции (возможно, за счет функций более слабых), креативный – творческой, нормик – ролевой, гармонизирующий – ТНС. Речь идет именно о структурной актуализации, т.е. о перенесении стратегии актуализированной функции на поведение человека в целом.

1. Доминирующий

Пришел, увидел, победил.

Самый яркий подтип – и в рамках типа, и вообще.

Больше всего похож на свое ТИМное описание. Нюанс: доминирующий интроверт более экстравертен (особенно не в соционическом, а в айзенковском понимании, т.е. энергичен, общителен и контактен), но все равно при этом ярко проявляет свойственные типу черты. Если обычный интроверт, устав от общения, просто «спрячется в уголок», то доминирующий – всех «разгонит» и еще будет громко ворчать, мол, «ходят тут всякие».

Самый реализующийся, особенно в социально-культурной сфере; думаю, что большинство известных людей, т.е. знаменитых актеров, писателей, политиков и т.п. относятся именно к доминирующему подтипу.

В группе он тоже самый (яркий, сильный, умный – в зависимости от базового типа). Логик – «самый умный», этик – самый заводной, сенсорик – занимает больше всех места. Т.е. от типа зависит сфера его «достижений» и конкретный способ, благодаря которому он приковывает к себе внимание и оказывается лидером. Доминирующий берет на себя лидерство явным образом, особенно если он этик, сенсорик, экстраверт. Логики-интуиты сознательно не всегда стремятся лидировать, но приходится: «чтобы никакой дурак мной не командовал».

Если доминирующий вышел из комнаты, создается впечатление, что ушел не один человек, а большая часть народу.

Среди людей доминирующих подтипов, оказавшихся в одной группе, возникает сильная конкуренция, даже если их интертипные отношения вполне комфортны, а серьезного «повода для драки» нет.

Проще всего сказать, что доминирующий, во-первых, стягивает на себя внимание, а во-вторых, «командует». Причем прямолинейно, если и пользуется какими-то манипуляциями, то достаточно грубыми. Обычно прямо сообщает, чего ему от тебя надо. Это бесит всех, кроме нормиков :) Командуя и распоряжаясь, доминирующий не просто выдает задание, но и – своей уверенностью – дает энергию на выполнение этого задания. На его энергии можно «далеко уехать», просто присоединяясь к его инициативам и помогая ему их реализовывать (но, конечно, уехать только в ту сторону, куда нужно доминатору).

Как ни странно, доминирующие спокойно относятся к мелким придиркам, к требованиям (нормика) соблюдать определенный порядок. И даже соблюдают! Если же нормика нет под рукой, то весь беспорядок отправляется в печку или на помойку, и все дела.

1-я ф. доминирующего работает «на полную катушку» и даже больше. В том смысле, что не просто где-то она там себе информацию обрабатывает – у доминирующего она проявляется все время. Если это ЧЛ – он не просто все время занят: он работает на трех работах, а в промежутках рассуждает и учит других, чего им нужно делать. Если же он не работает, то он думает и совершает в воображении разные действия, а потом, опять же, рассуждает об этом – вслух и громко, с уверенным и авторитетным видом. (Чтобы это представить, нужно обычные проявления базовой функции умножить раза в три :))

Если, скажем, доминирующий – Гамлет, то это не просто эмоции, а такие эмоции, от которых всю группу «колбасит», в то время как Гамлет «вообще ничего не делает», сидит себе тихонечко.

Есенин-доминатор ухитряется командовать, что тебе делать :).

Доминирующий Бальзак энергичен и грубовато-язвителен.

Достоевский-доминатор – что-то вроде «мягко стелет, жестко спать»: вслед за демонстративной мягкостью и этичностью появляется столь же демонстративное осуждение и стремление «воспитать».

2. Креативный

Все хотят быть особенными. Я не такой!

Этот подтип, наоборот, менее всего похож на каноническое типное описание. Самый гибкий подтип. Сильный уклон в сторону «зеркальщика», как будто 1-я и 2-я ф. поменялись местами. Интроверт похож на экстраверта, экстраверт – на интроверта. И вообще все ТИМные черты у креативного смягчены.

Складывается впечатление, что у креативного подтипа «смягчаются» также и интертипные отношения – из-за того, что он себя ведет «нестандартно» по меркам типа.

Креативный, так или иначе, обнаруживает себя в сфере идей и творчества, причем это не обязательно художественное творчество – вполне может быть и научное, и хобби, вообще в любую деятельность привносится творческий элемент, иначе креативному неинтересно. Если же к нему попал чей-то чужой продукт – креативный его переделает, «улучшит», переосмыслит.

Креативному легче всего проявляться по 2-й ф., но в принципе возможны варианты. Кстати, если продукт творчества доминатора тут же выставляется напоказ и «раскручивается», – креативный может спокойно творить «для себя», «в стол», или для узкого круга тех, кому это может быть нужно/интересно.

В разных социально-отношенческих играх не очень разбирается, но не возражает, если его вовлекают в такую игру.

Легок на подъем, «человек со странностями», способен на необычный вообще и несвойственный типу в частности поступок (например, Робеспьер, не только сам ездящий автостопом, но и отправляющий на трассу жену с детьми).

Креативный не интересуется ничем, кроме того, что ему действительно интересно – в том смысле, что все остальное он игнорирует (пассивно или активно). В том числе людей (для креативного логика – «что люди, что столбы»). Может активно отрицать что-либо, если оно ему лично помешало. При этом креативного «заносит», т.к. в отрицаемом предмете разбирается неважно, раз он не входит в сферу его интересов.

Отношение к нормам вообще – отрицательное или равнодушное, что особенно ярко проявляется в аспекте ролевой функции: то есть креативный не стремится соблюдать «общетипные» нормы. (При попытке помыть рыночные фрукты Юля (Бальзак) искренне удивилась – зачем? На мои объяснения «чтобы чистые были», и что «сама-то я ем немытые, но вот ребенку маленькому, может, не стоит», Юля просто махнула рукой.)

3. Нормик

…Он пил немного, он был не грубым.
Такое счастье, девки, лишь раз бывает.
Одно смущало: почистит зубы
И вечно тюбик не закрывает.
Ну, я внимания сперва не обращала.
Такой мужчина мне небом даден.
И все по-бабьи ему прощала.
Все, даже тюбик, будь он неладен.
А он, рисуя, впадал в нирвану:
То вдруг обнимет – люблю, говорит, и баста!
То вдруг, проказник, затащит в ванну,
А там... открыта зубная паста!
А я, как дура, носки стирала.
В супы ложила бульонный кубик
И все просила, все умоляла:
«Почистил зубы – закрой, блин, тюбик!»
А он, скотина, ну как нарочно:
«Все это, Глаша, – говорит, – второстепенно».
Скажите, девки, ну разве можно
Любить и гадить одновременно?
И я с досады ушла к соседу.
Ведь у соседа вставная челюсть,
На полке тюбик от «Блендамеду»
Лежит закрытый. Какая прелесть!
[Виктор Третьяков. Тюбик.]

Нормик, действительно, старается упорядочить все, что оказывается в сфере его прямого действия или влияния. «Все ручки от кастрюль в одну сторону» – эта цитата из автобиографии Хмелевской (про мужа) иронично, но точно характеризует нормиков. Однако сфера упорядочивания имеет четкую границу: то, что внутри, «мое», «то, с чем я могу идентифицироваться». «Мой дом», «моя работа» и т.п. «Мое» должно пребывать в определенном, самим нормиком установленном, порядке. Причем со стороны этот порядок может быть видно, а может и не быть. Вне зависимости от этого любое нарушение упорядоченности воспринимается болезненно, примерно как камешек в ботинке.

Вещи, символизирующие порядок – менажницы, чемоданчики с отделениями (например, для шурупов), вообще наборы одинаковых предметов (баночки со специями, сервизы), ящички, шкафчики, подставочки, органайзеры – приводят нормика в восторг.

Любую деятельность нормик начинает с наведения порядка, структуры, определения границ, средств и сроков. Очень работоспособен, усидчив. Его не пугает монотонная работа, «ловля блох», шлифовка и доведение до конца работы, начатой кем-то другим. Ему сложно приступать к делу, но если он «вработался», процесс идет гораздо лучше. Приятнее работать, когда «виден край», когда основная часть уже сделана.

Если нет возможности «навести порядок», снять беспокоящее ощущение можно путем вывода «беспорядка» за границы «моего». «Чужая неупорядоченность имеет право быть, сколько ей влезет, и не мое это дело». Так происходит, когда кто-то другой имеет право на территорию или деятельность, или когда деятельность общая, но партнер против упорядочивания возражает. Тогда нормик переходит в режим «что скажешь, то и буду делать», усилием воли стирая из сознания картину массового хаоса :)

Вообще уход из ситуации – распространенный для нормика способ решения проблемы. Способ борьбы, выражения протеста и несогласия нормика, рассчитанный на доминатора – пассивное отрицание, бездействие; впрочем, это может говорить просто о недостатке энергии (заинтересованности, времени и т.п.). В этом случае доминатор еще добавит энергии (давления, мотивации), и тогда станет понятно, что это было – либо нормик сделает, что от него хотели, либо полностью выйдет из-под влияния (сбежит).

По сравнению с остальными подтипами нормик – скучный и невыразительный, занудный. Зато – уравновешенный. «Толстокожий», как и вообще пара нормик-доминатор. Необидчив и безынициативен. Его девиз: «Ну, посмотрим, как ты проявишься».

Анализирует, взвешивает, прикидывает плюсы и минусы. В отношениях по умолчанию оставляя многое на усмотрение партнера, делает для себя выводы типа «деловых вопросов с этим человеком не решать», «информации не доверять» и т.п. Отрицательное отношение нормик формулирует так: «Не связываться!»

Не стремится участвовать в конкурентной борьбе, не амбициозен. Это не значит, что он не развивается – вполне развивается и совершенствуется, например, в профессиональной деятельности; старателен, стремится сделать свою работу как можно лучше. Однако сферу амбиций он изначально уступает доминирующему, даже и не пытаясь с ним (и вообще ни с кем) конкурировать. Предпочитает быть вторым.

Уборка для нормика – средство снятия дискомфорта. Когда «что-то не так», он начинает прибираться в квартире (главное здесь не «убрать пыль и грязь», а «разложить вещи по местам»).

У нормиков-логиков в доме особенно заметно, что каждая вещь имеет свое место и по умолчанию туда кладется. «Порядок» этических типов выследить труднее, однако попробуйте что-нибудь переложить с места на место у нормика в квартире, и сразу – по реакции хозяина – станет понятно, что эти вещи тут лежат не абы как. Причем нормик ругаться не будет, а просто тут же все переложит «как надо». Разве что поморщится.

Нормик призывает к исполнению правил по собственной ролевой (другие типы, конечно, тоже в области ролевой функции придерживаются норм, но у нормиков это более заметно, особенно требование того же от окружающих). Например, Дюма упорствует в своем желании, чтобы гости не опаздывали, Бальзак – проследит, чтобы все помыли руки перед едой, а Джек призывает к контролю над эмоциями: «попереживали – и хватит!»

4. Гармонизирующий

Важней всего – погода в доме…

Достаточно яркий и узнаваемый, однако по сравнению с классическим ТИМным описанием – «подозрительно» хороший. Кажется, что отрицательные черты ТИМа к гармонизирующему подтипу отношения не имеют.

Мягок и деликатен; правда, эти качества в чем-то ограничены возможностями ТИМа. То есть гармонизирующий этик – это действительно очень этичный человек. Он всегда хочет сделать так, чтоб всем было хорошо. Логик тоже. :) Но у логика почему-то получается «хотел как лучше, а вышло как всегда».

В отличие от диады нормик/доминатор, гармонизирующий и креативный – товарищи с «тонкой душевной организацией». Особенно, конечно, гармонизирующий: чувствительный, переживающий, обидчивый, альтруистичный, жертвующий собой.

Как и доминирующий, он – коннектор, т.е. сам устанавливает нужные связи со средой. Но если доминатор делает это грубо и прямолинейно, то гармоник – аккуратно манипулируя (способен на многоходовую манипулятивную комбинацию, цель которой – сделать так, чтобы другому человеку стало-таки хорошо :) )

Отслеживает социальную желательность и соответствует ей. («Джентльмен – это человек, который называет кошку кошкой, даже наступив на нее в темноте…») Особенно это касается гендерных стереотипов. Причем если гармоник взял себе на вооружение гендерный стереотип, то он не просто ведет себя в соответствии с ним, а доводит его до идеала. Это Идеальный Мужчина («я пошел зарабатывать деньги для своей любимой!») или Идеальная Женщина.

Для гармоника делать что-то «для одного себя» – не очень хочется. Вот если для близкого человека, тогда – все что угодно.

Всегда готов помочь, пойти навстречу, переступая при этом через себя. Вообще часто живет с ощущением дискомфорта и напряжения, и сознательно идет на это. То, что получается само не имеет для него достаточной ценности. А вот если сделать для другого что-то такое, что не очень хочется – это будет весомый Хороший Поступок. Поэтому гармоник часто делает что-нибудь с болевой функции. Когда говорят о ТНС – «вторая творческая» – это про гармоников.

Не переносит, когда кто-то ссорится, ругается. Тут же старается помочь, исправить ситуацию, т.к. ему самому от этого делается плохо.

Имеет представление о том, как надо поступать, чтобы другим от этого не становилось больно. Оценивает и окружающих с точки зрения этичности их поведения, стремится их воспитывать. Очень переживает, если сам совершил не безупречный поступок.

Гармонизирующему сложно «в лоб» обругать, обвинить человека, даже если тот заслужил. Гармоник либо старается выразить свое недовольство и обиду как-то поделикатнее, либо молчит и дуется. Даже когда уже очевидно, что он к человеку относится неважнецки, выглядит это примерно так: «Я отношусь к тебе плохо, но ради наших хороших отношений тебе об этом не скажу». В итоге «деликатный намек» гармонизирующего может оказаться гораздо обиднее, чем прямой «наезд».

Например: «Спасибо за отсутствие поздравлений с днём рождения. Очень приятно, господа и дамы». Доминирующий бы сказал: «у меня день рождения, быстро все меня поздравили!» И никакой проблемы…

Или еще ситуация – гость прошел в уличной обуви дальше, чем хотелось хозяевам. Доминирующий пресечет это дело на корню: не успеешь войти, тебе сразу говорят, где снимать ботинки. («Куда прешься?» тоже могут сказать.) Нормик – проворчит в сторону: «И почему это все проходят в ботинках дальше моего замечательного зелененького специального щетинистого и такого, в сущности, большого, во всю прихожую, коврика?» (и сам всю обувь переставит куда надо). Креативный – вообще не уверена, что заметит что-либо; или заметит, но сочтет неважным про это говорить. А гармоник промолчит из деликатности, но запомнит: как это гость мог войти в ботинках, нехороший человек?!

Опубликовано в «Журнале НСО» №1/2006.
Дополнено − октябрь 2008 г.

Ключевые слова: подтипы


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014