Этический Кодекс соционика Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Этический Кодекс соционика

20 ноября 2008 г.

1. Общие положения

1.1. Соционик, принимающий Кодекс, признает существование профессионального сообщества социоников и необходимость принятия этического кодекса для этого сообщества.

1.2. Кодекс является открытым документом. С ним может ознакомиться любой представитель соционического сообщества, а также клиент (заказчик).

2. Личность соционика

2.1. Задачей соционика является расширение области знаний о человеке и использование этих знаний и умений для блага индивида и общества в целом.

2.2. Соционик формирует в обществе адекватное представление о работе соционика, областях его деятельности и компетентности.

2.3. Соционик отказывается от действий, которые прямо или косвенно наносят вред соционике как научному направлению, или ее имиджу в глазах общества.

2.4. Публикации соционического характера, выступления соционика на форумах, конференциях, просветительская деятельность в интернете корректны в этическом плане и ограничиваются научно-практической информацией. Они формулируются в терминах и понятиях, принятых в соционической науке. Использование элементов недобросовестной конкуренции не допускается.

2.5. Соционик уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, права и свободы, гарантированные человеку Конституцией.

2.6. Соционик знает, что люди в зависимости от их ТИМов по разному воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. При этом для соционика недопустимы проявления соционического шовинизма, т.е. отказ человеку в каких-то качествах, умениях или поведенческих реакциях только на основании его принадлежности какому-то ТИМу.

2.7. Знание своего ТИМа и ТИМа собеседника накладывает на соционика обязательства по корректному взаимодействию с ним, т.е. с учетом особенностей взаимодействия ТИМов.

2.8. Соционик умеет признавать свои ошибки. Он понимает, что непогрешимым может быть только Бог, и что порой признание ошибки требует большего мужества, чем отстаивание правоты.

2.9. Соционик готов при необходимости обращаться за супервизией к другим соционикам.

2.10. Соционик работает над собой, уделяет внимание развитию своей личности, в том числе обращаясь в качестве клиента к другим специалистам (как соционикам, так и психологам и психотерапевтам).

3. Работа с клиентом (заказчиком)

3.1. Заказчик – лицо или организация, которая явно или косвенно побуждает соционика к научно-практической деятельности.

3.2. Клиент – человек, который является объектом диагностики, консультирования, обучения, тренинга; проходит профотбор, аттестацию; является испытуемым (исследуемым) в интересах науки. Один и тот же человек может одновременно быть и клиентом, и заказчиком.

3.3. Соционик обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной соционической науки в области поставленных заказчиком задач, о пределах своей компетентности, границах своих возможностей и прочих правилах, устанавливаемых Кодексом для данного вида деятельности.

3.4. При проведении исследования соционик информирует клиента о характере исследования (при наличии заказчика – о передаваемой заказчику информации) и проводит работу только после получения согласия клиента.

3.5. Соционик передает заказчику результаты исследований в форме и терминах, понятных заказчику, в т.ч. в виде конкретных рекомендаций.

3.6. Соционик уважает честь и достоинство клиента, относится к нему корректно, какое бы субъективное впечатление клиент не производил своим видом, юридическим и/или социальным положением.

3.7. Соционик умеет проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к клиенту; умеет располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать, а также проявлять веру в успех, в способность клиента справиться с ситуацией (проблемой), поддерживать в клиенте веру в его собственные силы.

3.8. Материал, полученный социоником в процессе его работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

4. Соционическая диагностика

4.1. Соционик владеет методами тестирования, диагностической беседы, наблюдения, а также психологического воздействия на уровне, который позволяет эффективно решать задачу определения ТИМа и при этом поддерживать клиента в ресурсном состоянии.

4.2. Соционик отводит процессу диагностики достаточно времени, чтобы выдвинуть версию ТИМа клиента и тщательно верифицировать ее различными методами. По запросу клиента соционик перечисляет методики, которые он использовал при диагностике.

4.3. Соционик не должен быть категоричен в высказывании версии ТИМа клиента, независимо от того, насколько он уверен в результате диагностики.

4.4. Выдвигаемая социоником версия ТИМа аргументируется грамотно, на уровне, доступном пониманию клиента. При необходимости обсуждения с другим социоником версия ТИМа клиента должна быть научно аргументирована.

4.5. Публичное типирование или обсуждение версии ТИМа человека без его запроса (т.н. «насильственное типирование») недопустимо. Также недопустимо оглашение результата типирования кому-либо кроме клиента, если клиент не дал на то своего согласия. Исключение может составлять типирование публичных или исторических личностей в научных целях.

5. Профессиональная ответственность

5.1. Соционик умеет определять границы своей компетентности. Он имеет право работать только с проблемами, которые поддаются решению методами соционики (или иными методами, которыми владеет соционик). При запросе на решение проблем, выходящих за пределы профессиональной компетентности соционика, он должен отказаться от работы и порекомендовать клиенту обратиться к другому специалисту (психологу, психотерапевту, врачу и пр.)

5.2. Организация и методы работы соционика должны быть таковы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Применяемые методики должны быть адекватны целям консультации, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента.

5.3. При формулировке любой рекомендации соционик прежде всего руководствуется заповедью «не навреди!».

5.4. Соционик ответственен за свои обязательства, решения, действия и рекомендации независимо от того, даны эти рекомендации в реальной жизни или в интернете. Тем не менее, публикация в СМИ, на соционическом сайте или консультация он-лайн (в форуме) не может служить заменой очной консультации (о чем клиент должен быть проинформирован).

5.5. Соционик несет моральную ответственность перед клиентом (заказчиком), а также перед соционическим сообществом. Но главный судья соционика – его собственная совесть.

6. Коллеги, научное сообщество

6.1. Соционик обязан охранять честь и достойные традиции соционического сообщества, относиться к коллегам доброжелательно и с уважением.

6.2. Соционик делает замечания в адрес коллеги аргументированно и в конструктивной форме.

6.3. Соционик изучает специальную литературу и работы коллег в периодической печати и интернете. При использовании материалов коллег в своих публикациях, учебных пособиях и пр. соционик использует принятые в науке правила ссылок.

Авторы проекта Кодекса − Ирина Белецкая, Сергей Белецкий (при участии В.Борисовой, И.Эглит, С.Макарчевой и других участников соционического сообщества).
2008

© Уральская школа соционики, 2008-2024