Назвался школой… Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Назвался школой…

Вера Борисова

15 декабря 2008 г.

…пиши манифест!

«Манифест» − это, конечно, сильно сказано :) Однако обозначим позицию Уральской школы соционики по отдельным вопросам (спасибо Юре Стебельскому за придирки формулировку этих вопросов). Ответственность за эту самую позицию я беру на себя, как наиболее явный представитель УШС, а также наиболее в данный момент доступный :) Итак,

История и теории

Первые уральские соционики выросли на лекциях Евгения Шепетько. Это − «старая соционика», которая когда-то называлась «Вильнюсская школа» (сейчас ВШС «унаследовал» Сергей Филимонов). Плюс, разумеется, более современные теории, которые не входят в зверское противоречие c основными идеями Аушры Ауустинавичюте и здравым смыслом. Например, мерности ШСС, функциональность ШГС. Из москвичей − Цыпин, Прокофьева.

Соционика и психология

«Соционика внутри психологии» (а не «над» и не «вместо»).

Соционика экстравертная (ТИМы) или интровертная (коммуникации)

Ваша школа сосредотачивает основное внимание именно на изучении законов коммуникации социотипов в микро− и макросоциуме? Или больший упор делается на постижении и уточнении сути аспекта (функции) в психотипе?

Экстравертный подход нам ближе. Т.е. изучение и объяснение того, что происходит внутри человека − что он воспринимает, как мыслит, чем мотивируется. Поведение − производная.

Аспекты и функции

Аспект − это часть информационного потока, безотносительно к воспринимающему субъекту (ну, условно безотносительно, т.к. кто-то же его выделяет, этот аспект, и обзывает − черной интуицией, белой логикой и пр.).

Функция − часть механизма психики, т.е. в данном случае модели А. Базовая, творческая и пр. − это функции.

В «ячейки» функций подставляются аспекты. Так получается базовая черная логика или, к примеру, ролевая черная интуиция.

Модель А

Признаёт ли ваша школа существование в соционике других моделей, кроме А-модели? Допускает ли существование множества моделей и способов моделирования в соционике?

Модель призвана смоделировать нечто, т.е. воспроизвести это нечто с определенным упрощением, так чтобы важные для данного контекста свойства остались, а неважные делись и не мешали. Разные модели делают акцент на разных свойствах и разных контекстах (оставаясь при этом в рамках соционики). Существуют весьма интересные модели, кроме модели А.

Уровни психики

Учитывают ли участники школы многоуровневость психики, где первым − глубинным и неизменным − уровнем будет тип, вторым уровнем будет подтип, затем Маска/Персона и ситуативное поведение (последний, 4-й уровень)?

Многоуровневость, однозначно. Однако уровни я бы описала по-другому.

Глубинный уровень − физиология, безусловные рефлексы, инстинкты и прочие Лоренцы (прошу прощения, что все в кучу).

Несколько выше − «общечеловеческое». Такие вещи, как потребность в эмоциях, например; социальные инстинкты. Сюда же − гендерные штуки, не социальные, а физиологически-инстинктивные.

Сверху − ТИМ. Т.е. информационная структура, которая предполагает несколько «вариантов выбора», возможность приспособиться к жизни разными способами. (Т.е. выбор не сделан окончательно в процессе эволюции. Но и сознательным его не назовешь.)

Еще сверху − то, чему учит нас наше окружение. Культурный, социальный, семейный и прочие контексты, правила и умения. Подтип − где-то примерно тут.

Личный опыт / ситуативное поведение. Это производная всех нижележащих слоев, плюс воля случая, плюс сознательный выбор :)

Обозначения ТИМов, псевдонимы

Псевдонимы («клички» типа Дон Кихот или Штирлиц) −
1) жаргон тех, для кого соционика в первую очередь является интеллектуальной игрой (а таких среди юзеров в данный момент − большинство),
2) внутренний профессиональный жаргон.

Совершенно нелогично, на мой вкус, называть Критиком человека, который ничего не критикует, Гуманистом − того, кто не преминет ткнуть (вежливо, да) в твое самое слабое место, а Наставником − того, кого я меньше всего желала бы в роли наставника иметь.

Другое дело, что для того, чтобы показать понты всю серьезность соционической науки перед клиентом, заказчиком или академическим коллегой, псевдонимы не годятся, конечно. Ну так для того есть аббревиатуры, аж три варианта: Аушрины (например, ИЛЭ), Гуленко (он же IL − не Гуленко, конечно, а ИЛЭ) или вовсе MBTI (здесь ИЛЭ будет приблизительно ENTP, поскольку MBTI − это не соционика).

P.S. Что еще можно считать «программным»?
О проблеме типирования
Этический Кодекс соционика

Ключевые слова: вводная


  • strix
    19 декабря 2008 г. 12:39

    хорошо сформулировано! :)

    подпишусь :) у нас, конечно, есть люди с разнонаправленными интересами в соционике, но во взглядах на основные соционические понятия, используемые теории и направления изучения мы, кажется, сошлись

  • strix
    19 декабря 2008 г. 12:51

    а вот кстати, программным можно еще считать постановку целей и задач... ну основной прикладной задачей можно, видимо, считать "повышение надежности методов определения ТИМа", насущную для большинства социоников мира :)

  • Вера Борисова
    22 декабря 2008 г. 01:37

    это именно что прикладная задача, "какой бы вклад внести в соционику"? а еще, кстати, можно поформулировать про цели и задачи использования соционики... :)

  • Squall_L
    9 марта 2009 г. 13:50

    Первая мысль, которая возникает при прочтении этого-да уж, вторая и че? Вы знаите, декларация ваших взглядов, того что из себя представляет УШС не совсем удалась. Все это, извините, напоминает винигрет, из которого очень сложно что-либо понять. Наверное для начала не обходимо определиться с целями и задачами, а потом какими методами вы будите решать эти задачи и достигать поставленные цели, и чтобы все это не походило на винигрет не плохо бы определиться со структурой. Ну скажем:

    0.Эмблема. Девиз школы (лучше если он будет отражать цели)

    1.Введение (слово введение только писать не надо, это по смыслу понятно). Здесь во-первых, нужно сказать об истории, создателях (но только об истории, не нужно писать о том подходе, который вы исповедуете, это не уместно и абсолютно не к чему не привязано).

    План:

    1.Где, когда, кем, при каких обстоятельствах была создана школа

    2.О создателях: (только о ключевой фигуре, остальных, если их было несколько, просто перечислить) фото, что сделал в соционике, откуда вышел (кратко).

    3.Основные исторические этапы.

    4.Школа сегодня Who is who? (ключивые фигуры) Фото, соционические регалии (бакалавр/магистр, если таковые имеются), роль в клубе, интересы (имеется ввиду в соционике, а не бегать и прыгать).

    2.Цели и задачи (а вот это слово писать стоит, а лучше направления деятельности, приоретентые напрвления)

    Так что же представляет из себя клуб? Какие у него приоритетные направления? Это общение, изучение соционики и методов типирования, практическое приложение теории?

    В качестве примеров:

    I.Если это будет изучение соционики и методов типирования.

    Цели:

    1.Изучение и обсуждение теории соционики, как основ, так и различных теоретических представлений / интерпретаций модели А, используемых различными школами

    2.Изучение и обсуждение различных подходов и методов типирования, выявление плюсов и минусов того или иного подхода.

    Результат (любая цель предпологает результат) который мы предпологаем достигнуть-разработка нового, более эффективного метода типирования (или улудшение уже существуещего подхода), разработка нового теоретического знания.

    3.Обучение новичков основам соционики.

    Результат: обучение базовым теоретическим понятиям соционики, обучение и закрепления навыков практического определение ТИМ в рамках одного из подходов.

    Выводы по целям.

    Новички у нас овладевают базовыми знаними и умениями определять ТИМ (в рамках одного из подходов) , а так же участвуя в дисскусиях и обсуждениях с другими членами клуба знакомятся и с другими подходами в типировании. Ассы (если таковые имеются) занимаються разработкой новых подходов в типировании.

    Методы:

    1.Кто обучает, программа обучения, стоимость

    2.Основное теоретическое направление школы, тот подход, который вы собираитесь улучшать (если таковое имеется)

    3.Круг обсужаемых вопросов, теорий, школ

    4.Форма: доклады, лекции, семинары.

    Не плохо бы разнообразить все это фотографиями.

    Достигнутые результаты.

    Кратко, с сылкой на публикации и тезисы конференций (в действующих соционических журналах, лучше с указанием индекса цитирования).

    II.Типирование (может быть как единственной целью клуба, без серьезного изучения и обсуждения теории, но как правило это дополнительная услуга)

    Здесь главно обратить внимание на методы:

    1.Кто типирует? Фото, регалии, статус в соционике.

    2.Основной теоретический подход (кратко) и ссылка на более подробную версию.

    3.Форма/методика (кратко) ссылка на более подробную версию

    4.Форма выдачи результата (просто на словах/протокол, образец)

    5.Пример типирования, ссылка.

    3.Соционика и психология

    Кратко обозначить позицию и ссылку на более развернутый текст.

    4.Наша школа не приемлит (о стереотипах в соционике)

    Кратко обозначить позицию и ссылку на более развернутый текст.

    И можно на главную этот манифест… :) А все эти уровни психики, модель А, аспекты и функции это все теория, можно ссылу сделать на основной теоретический подход используемый для…

    Ну вот, хотя бы такая схема.

    Я понимаю, что вы Вера и школа (которая представляет собой безрезультативный треп под квас с печеньем, очень далекий от соционики, но подоваемый как истина в последней инстанции) разные вещи. О себе вы конечно, я думаю сможите написать, но вот о школе… Хотя можно попробовать, хотя бы школа выглядеть будет солидней. С другой стороны, попытаетесь сформулировать цели, сможите определиться с тем, чего вы хотите достигнуть, с методами которыми распологаете, а которые необходимо изучить. Вообщем поймете что делать, это полезно. Если у кого-то появятся вопросы, замечания, предложения ICQ 222309546, вконтакте http://vkontakte.ru/id5373284

  • Вера Борисова
    10 марта 2009 г. 02:19

    Клуб не равен Школе :)

    А многое из того, что вы желаете прочесть про Школу - на этом сайте есть (для того он и делался).

Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014