Соционика и метод системных расстановок
Вера Борисова
Как практикующему соционику и практикующему расстановщику, мне интересно исследовать возможности, возникающие при соединении этих направлений. Представляется, что такое соединение возможно, тем более не я первая, кому это пришло в голову (см. [1, 2]).
Кратко о расстановках. Это активно набирающий популярность метод. Автор метода – Берт Хеллингер, развитием расстановок занимались в основном немецкие психологи и семейные терапевты. По возрасту системные расстановки совпадают со многими направлениями «психологии новой волны», с соционикой в том числе. В основном расстановки по Хеллингеру используются как психотерапевтический метод решения проблем (краткосрочная терапия). Также к расстановкам относятся как к чему-то, что имеет отношение к духовным практикам.
Что главное в расстановках? Рассмотрение проблемы человека в системе. Это может быть семья, род. Может быть некая внутренняя система, например, я и мой страх, я и моя проблема, я и моя болезнь. Т.е. обязательно будут связи, взаимодействия. Система оценивается с точки зрения гармоничности, «правильности». Рассматривая взаимосвязи в системе, мы можем увидеть причины проблем, варианты развития ситуации и т.п.
Что роднит расстановки с духовными практиками и вообще с мистическими вещами – явление, называемое «поле». Когда мы делаем расстановку, мы владеем очень небольшим объемом информацией о клиенте, но нужная информация неким загадочным образом в расстановке проявляется. Расстановщики называют это полем. (Иногда это называют «внутренней реальностью клиента», или его подсознанием, имея в виду, что клиент все равно владеет информацией, даже если сам об этом не знает. Иногда признают, что это внешний по отношению к клиенту источник; здесь он приобретает некоторую мистическую окраску.)
Я вижу три основных направления соединения соционического подхода к психике человека и расстановочной практики.
Первое направление – исследовательское. Расстановки используются как методика краткосрочной терапии, т.е. работа с тем, что клиент определяет как проблему.
Если очень сильно обобщить, то можно сказать, что в расстановочной практике причины проблем – как правило, «общечеловеческие». Это либо ранняя травма (детская), т.е. причина – во взаимоотношениях с родителями; либо какие-то травматические события в семейной истории клиента. Война, например; семей, которых она не коснулась, практически нет. В расстановке мы можем видеть, как нарушение гармоничности системы приводит к тем или иным последствиям. Собственно, для получения хорошего результата терапии этим методом соционический тип человека значения не имеет. Но то, как эти последствия выражаются, как влияют на жизнь человека, как он обходится с тем, что «получил» – это типное. Например, в результате примерно одинаковой ранней травмы этик изо всех сил старается «быть хорошим», а логик – становится отстраненным.
Мы можем классифицировать проблемы по соционической схеме – например, проблемы по белой этике (отношения), или по черной логике (работа), и т.п. Здесь можно исследовать, насколько совпадает то, что человек осознает как проблему, с пространством тех или иных элементов соционической модели. Так, по моим наблюдениям (которых еще очень немного), «проблемы» проявляются чаще по инертному блоку. Вернее, по инертному блоку человек чувствует желание и потребность контроля (в пространстве функций блока, т.е. базовой и ТНС). Если же «что-то идет не так», контроль не удается – это ощущается как проблема, а поскольку это функции ментального кольца, хорошо осознаваемые, то и озвучивается запрос чаще по этим функциям.
Второе направление – терапевтическое. Я считаю, что соционический ТИМ (в ситуации психологической работы с клиентом) можно рассматривать как метафору внутренней реальности клиента, частей его личности, субличностей. И работать с этими частями можно в том числе и методом расстановок.
Так, в расстановках можно ставить фигуру болезни или симптома и смотреть, какое значение они имеют для клиента и в целом для системы, зачем они там нужны. По этой логике, можно, к примеру, болевую (или любую другую) функцию расставлять как фигуру симптома (если она ощущается как симптом или как проблема).
Иногда у человека бывает запрос на развитие функции: «хочу прокачать свою слабую функцию». Это тоже можно делать с помощью расстановки. Можно найти для этой функции более хорошее, более комфортное место. Так же, как мы работаем с семейной системой и пытаемся сделать более гармоничную и более правильную «картинку», выстроить фигуры в правильном порядке, – мне кажется, что можно точно так же выстраивать в некоем «правильном порядке» (который еще, может быть, надо поискать) соционические функции.
Третье направление – диагностическое.
Представляется, что расстановки можно использовать как вспомогательную (экспериментальную) методику диагностики (верификации) ТИМа. Поскольку расстановки работают с любой системой, а наши представления о типе информационного метаболизма психики – это система функций, то мы спокойно эту систему можем «расставить» и посмотреть.
Если ТИМ известен, расстановка может показать, насколько гармонично функционирует механизм ТИМа, как он проявляется в конкретном человеке. Это очень индивидуальные вещи, и это очень интересно наблюдать. Можно узнать нечто новое про свои малоосознаваемые функции, к примеру.
С помощью этого метода возможно исследовать какие-то сложные случаи, когда человек ведет себя не в соответствии с ТИМом. Когда какие-то условия воспитания или жизни приводят к появлению маски. Расстановка может показать эту историю и помочь «проработать» маску, проявить истинный ТИМ.
Литература:
1. Миронов В.В. Системные расстановки информационных аспектов
2. Матвиенко М.А. Тип информационного метаболизма и Миссия – противоречивое единство
Опубликовано в «Журнале НСО» №2/2010.