ТИМы изнутри: Достоевский (ЭИИ) Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

ТИМы изнутри: Достоевский (ЭИИ)

10 апреля 2012 г.

Представляем проект «ТИМы изнутри».

Что это такое? Это набор «самоописательных» эссе, выполненных людьми, знакомыми с соционикой, знающими свой ТИМ и не чуждыми рефлексии :)

Это не «описание ТИМа» по той или иной модели.

Это про то, как человек видит мир и важные для него в этом мире вещи.

Имея в качестве инструмента теорию, мы можем – теоретически – представить себе, что приблизительно думает по тому или иному поводу и чувствует представитель того или иного ТИМа.

А имея дело с живыми людьми… мы можем попросить некоторых из них показать «ТИМ изнутри». Настолько, насколько человек согласен это сделать, и настолько, насколько это вообще возможно.

Если что-то из описанного совпадает с нашими представлениями о ТИМе – поставим плюсик теории :) Если не совпадает… что ж, бывает и так. Широк человек :) Будем очередной раз тренироваться иметь дело с неизвестным и непонятным :)

Из жизни йетиков

Все, что здесь изложено, является только моим мнением и может быть заблуждением, если вам так легче :)))

Одежда, внешность

Одежда – это, как правило, отражение внутреннего состояния. Если ЭИИ одет кое-как, значит:

1. У него есть настолько интересное занятие, что на остальное не остается времени и сил. Или интереса нет – заниматься еще и внешностью.

2. Он получает от какой-либо деятельности такую отдачу, что все остальное его уже не волнует – он на своем месте и его «прет» от этого.

Помню, несколько лет подряд три раза в неделю носил по нескольку часов специфическую одежду. Ощущения были – непередаваемые. Это было настолько потрясающе, что в остальное время было вообще наплевать, что на мне надето.

3. Он вообще не в курсе, что надо как-то «выглядеть».

4. Он хиппи.

5. Вся одежда в стирке. Надел что было.

Если ЭИИ одет в одном стиле, то надо смотреть на цвета и детали. Вся одежда, обувь, аксессуары и прочее могут быть одного цвета, и это смотрится приторно, когда цвет черный. Сам переоденется, когда надоест однообразие. Он может одеться в синие цвета, белый, зеленый – это уже приятней. Может быть вся одежда черная, но темно-синяя рубаха или футболка. Причем надета она так, что ее видно. Это похоже на невысказанное – я не весь такой деревянный, внутри есть жизнь. Противоположный случай – приятные, живые цвета снаружи и черного цвета футболка/рубаха – можно прочитать как «я не прочь с вами поговорить, но глубоко не лезьте». Здесь много можно сказать, но лучше рассматривать каждый случай отдельно. Потому что сколько людей, столько и мнений. Не всегда здесь работает правило «если ЭИИ что-то надел, то это не просто так». Все-таки бывают исключения. Иногда огурец – это только огурец.

Внешность окружающих

Когда я смотрю на человека, то делаю выводы о его сиюминутном состоянии, о его жизненном настрое, отношении к другим, роде деятельности, склонностям. То есть снаружи с каждого человека считывается максимум информации. Во внимание принимается одежда, обувь, их вид, стиль и состояние, цветовая гамма, «фенечки», аксессуары – ремни, сумки, ювелирка; речь – жаргонизмы, сленг, насколько «забита» речь «лишним», эмоции, выражение лица. Если женщина, то макияж или его отсутствие тоже весьма красноречивы. Соответствия между всеми этими пунктами обязательны к рассмотрению.

Выводы делаются из постоянного внимания к поведению, благодаря чему внимание не «замыливается». Скажем, если я человека вижу впервые, то в следующий раз не буду от него ожидать той же самой внешности.

Принимается как правило, что люди одних профессий и склонностей одеваются одинаково. Например, военные и адепты боевых искусств «на гражданке» для присутствия на каком-то коллективном мероприятии наденут скорее пиджак, водолазку, брюки, причем пиджак будет светлее брюк. Если пойдут на встречу с друзьями – вместо брюк будут джинсы, темно-синие или черные. С такими людьми себя надо вести максимально серьезно, иначе воспримут как несерьезного человека и будут держаться отстраненно.

Люди, получившие высшее образование, из интеллигентной семьи, «белая кость» наденут скорее костюм – хоть они в гости собрались, хоть на праздник. Для них это вторая кожа.

Ну и так далее. Разные социальные слои, субкультуры, разные мероприятия – все это предполагает определенный внешний вид. Человек может не осознавать это, но ни один школьный учитель не наденет широченные штаны в стиле рэп, а настоящего панка не заставишь надеть костюм-тройку. Поэтому «по одежке встречают» – не признак зашоренности человеческого мышления, а реалии нашей жизни.

Для примера ситуация: я инструктор на сплаве, во время «приключения» буду капитаном четырехместного катамарана (есть такая должность :) ). От кормы мне нужно, чтобы гребли постоянно и слаженно – это «двигатель»; от «носовых» мне нужно, чтобы включались только когда необходимо. А в остальном пусть наслаждаются видами и путешествием. На палубе останется один человек – «на замену», как я ему скажу.

Итак, катамаран должен быть накачан и перенесен ближе к воде, затем все туда грузятся и отплываем.

Группу «отдыхающих» я вижу впервые, между собой они тоже не знакомы, главного у них нет. Значит, буду ориентироваться на одежду, мимику и выражение лица.

Что мы видим? Один одет «по погоде», с собой большой или средних размеров рюкзак, ремень, нож. Отлично. Именно его я попрошу помочь накачать и перетащить катамаран к воде, сесть на корму, где необходима стабильная и предсказуемая .деятельность. Почему? А потому что:

1 вариант. Это не новичок в походах, он примет сразу, что я здесь буду командовать, даже если я младше его, «потому что инструктору виднее!», «ему деньги платят, вот пусть он и работает, а я отдохну», «посмотрим, может, чего нового узнаю», «помочь надо человеку, он же один совсем».

2 вариант. Походы и сплавы для него тема неизвестная, поэтому он заранее всех знакомых опросил, советов наслушался, м.б. с кем-то знающим сходил в магазин и там все купил. Его позицией, я предполагаю, будет: «Вы скажите, я сделаю. Думаю, так будет хорошо».

3 вариант. Это «прожженный бродяга», мы с ним найдем общий язык, и за все теперь можно быть спокойным.

Эти три варианта в голове возникают, пока я подхожу к человеку и вижу одежду и обувь (даже со спины), но плохо видно лицо – дистанция несколько метров. Когда мы уже стоим рядом, в голове остается один вариант. Почему? А потому, что я вижу лицо и мелочи и воспринимаю более полную картину.

В первом случае лицо спокойное, движения ровные, одежда потертая, значит, используется часто. Чужую одежду видно сразу – плохо сидит. Своя, когда часто используется, сидит как влитая, а если «висит», то по фигуре.

С этим человеком много говорить не стоит, только по делу. Если хочешь общения, то надо спросить – пусть рассказывает. Это пока будет единственным вариантом общения. Если спрашивать часто, может начать учить жизни, советовать, потому что принял за «слабого». «Сильный» уверен, много не спрашивает. Это мы выясним в дальнейшем. Пока ясно, что этого товарища надо усаживать на корму, где мне нужен человек, который будет спокойно грести, несмотря ни на что. Ага, вот он и сам туда уселся, без всяких просьб. Конечно, у него там за спиной никого не будет, он не на виду, спокойно можно заниматься своими делами, не забывая, конечно, грести.

Во втором случае движения неуверенные, суетливы; может быть, часто щурится. Этот будет одет во все новое, разве что друзья помогут со снаряжением. Если во все новое одет, значит, попросил кого-то «авторитетного», ему помогли купить «снарягу», заодно про меня насоветовали заранее. Тяжелый случай, всю дорогу будет проверять мою компетентность. Если явно собирал снаряжение по друзьям, то уже легче – спорить станет меньше и будет сотрудничать, если убедительно несколько раз доказать ему свою «разумность». Как бы то ни было – «вот, уважаемый, место на корме, садитесь, пожалуйста, туда. Сейчас будет немного острых ощущений, в меру острых, конечно, все безопасно, на вас спасжилет, волноваться не из-за чего. Если есть вопросы, задайте, пожалуйста, самый главный». Ну вот и загрузился, немного тишины у меня будет, а потом ему не до вопросов станет, будет грести, сколько надо.

В третьем случае тоже несколько вариантов:

1. Одежда аккуратно выглядит, даже если местами штопаная, внешность небогатого человека, а «снаряга», между тем, качественная и дорогая. Все, живем. Это инструктор. Что он здесь делает – непонятно, но сработаемся точно. По крайней мере, с ним можно будет говорить напрямую, а не «городить огород». С серьезным лицом говорю «Я, как капитан, на корму присяду, айда на соседний баллон, сработаемся».

2. Одежда неопрятная (в меру, конечно), все по минимуму, ножа может вообще не быть. Это либо раздолбай, но бывалый (открытое лицо, подвижная, «легкая» мимика), либо у человека совсем редко бывают деньги («смурной», серьезное лицо, выражение лица меняется редко). С первыми легко сработаюсь: «Можно на ты? Садись, дорогой, прокатимся», вторых надо беречь от перепадов эмоций, поменьше грузить и вообще пореже трогать. Иначе могут взорваться. Грести, между тем, будут при любом раскладе и в любом состоянии. «Присаживайтесь, пожалуйста, на корму, у вас классно получится».

Теперь мне нужно укомплектовать первые два места. Туда пригласим скучающего вида мужчину – неважно, как он выглядит. «Проходите вперед, пожалуйста, здесь вас никто дергать не будет лишний раз. Задача простая – иногда грести, чтоб повернуть катамаран. Через силу махать не надо». Ну вот, он доволен – больших усилий от него не ждут. Из благодарности, или потому что «не в лом», будет грести, когда скажу.

На соседнее место можно теперь посадить вот эту подвижную женщину. Спортивная, в ее понимании, одежда здесь не очень ей поможет, но на носу брызг будет немного, поэтому останется сухой. Видимо, частый посетитель спортзалов, или привыкла к хорошему и качественному. Это черта людей с хорошим достатком и руководителей среднего звена. Был бы мужчина, было б сложно – они не любят, когда ими командуют, поэтому, наверное, и стремятся руководить сами.

С женщинами проще, так как они знают, кто настоящий хозяин в семье и в рабочем коллективе. «А мужик – он глупый, на самом деле, им крутить можно как хочешь, только меру соблюдай». Прекрасно, пусть сидит впереди и рассказывает это все себе, любуется видом и слушает комплименты от соседей. Иногда по-доброму надо делать намеки на то, что женщины, конечно, лучше все знают, и проявлять уважение. Это скажет о том, что здесь ее уважают и готовы считаться с ее мнением. Умная это оценит и не станет качать права лишний раз. Если глупая, то ее самомнение скажет, что здесь никого на место ставить не надо – «и так грамотные». Будет сидеть и раздуваться от важности – тоже хорошее занятие :) Главное, не нарушать эту идиллию – последует разочарование и месть будет страшна :) Сейчас, в принципе, не сильно важно – что на «носовых» надето. Если замерзнет человек – что-нибудь из своих запасов извлеку и попрошу надеть.

Кто остался? Уже нетрезвый мужчина, который порывается лечь. Прекрасно, кладем на палубу, укрываем спальником и непромокаемой тканью. Рядом устраиваем вот этого человека с внешностью романтика. Один будет пребывать в полусонном состоянии, другой ему поможет, изредка подливая. Оба останутся довольны: «Папа, я тебе не мешаю пить пиво, а ты не мешаешь мне кататься на велике. Идет? Хорошо». Вечером мама забирает из парка синего папу и зеленого сына…

Из романтика гребец может не получится, а сидя на палубе, он получит эстетическое наслаждение от поездки, от того, что никто его не дергал – у романтиков часто трудная жизнь, а особенно детство: «Что встал, иди сюда! Что смотришь, скажи уже что-нибудь!».

Выпивший дяденька тоже отдохнет на все сто, ведь романтик рядом – не жена, он не станет кричать «Опять нажрался, тварь, лучшие годы жизни мне испортил!», а нальет еще полстакана. У них есть они, им будет хорошо вдвоем.

Можно, конечно, не заморачиваться, а рассадить всех по местам, и стартовать. Так зачем же столько движений? А затем, что мне важно, чтобы люди уехали, увозя с собой ощущение хорошо проведенного времени. Чтобы шли по реке с удовольствием, а не со скандалами и выяснениями, кто тут главный и сколько нам жить осталось. Пусть всем будет хорошо, а я для этого сделаю все, что в моих силах. Общее и мое настроение, хорошие отношения и четкая (в данном случае) работа – вот что ценно для меня.

Тем более что вся вышеописанная прокачка – считывание, восприятие, сравнение с имеющимся опытом занимает 1–2 секунды.

Работа

Ну вот мы и подошли к пункту «ЭИИ на работе». Хотя скорее «ЭИИ и работа», потому что пока он в коллективе, пока не ушел к себе в «пещеру» – «подумать и восстановиться» – он все время на работе.

Руководителю, который принимает к себе на работу ЭИИ, стоит выяснить – что для него ценно, а что противно и поэтому делать это он не будет. Потому что ЭИИ – «ИДЕЙНЫЕ твари», и если идеи руководителя им глубоко противны, а уйти они по какой-либо причине не хотят, то жди проблем с коллективом. Эта «паршивая овца» способна перепортить все стадо.

И наоборот. В случае, когда ЭИИ за руководителя «горой», он способен перевернуть мир или ваши представления о мире ради общего дела. Между прочим, он на это вполне способен, так как количество связей и знакомств ЭИИ может впечатлить (почти шучу). Вспомните фильм «Лоуренц Аравийский»: «Они придут сюда не ради денег, они придут сюда ради меня».

Убежденный в своей правоте ЭИИ – это вездеход-амфибия, который готов проехать по любой грязи ради вас. Сам он при этом способен остаться чистым. Горы или пустыни – ему все пофигу, а если выше, то по плечу. Но будьте осторожны. Как только эта бестия решила, что вы не вписываетесь больше в идею, он либо рванет от вас на всех парах, не предупреждая, либо «поедет» на вас и будет «ехать», пока не успокоится.

Так вот. Самый лучший, на мой взгляд, вариант общения «работодатель – нанимаемый»: «вот ПОЛНЫЙ список твоих обязанностей, других у тебя нет и НЕ БУДЕТ».

«Не будет» – это очень важно. Если потом возникнет «будет», то увидите напряженное лицо и работу мысли: «Вот блин, обманули. Я не обязан еще и этим заниматься». И вот ЭИИ уже разогревает коллектив или собственный мотор.

Второй шаг – это спросить: «Что ты хочешь за свою работу?». А когда назовет сумму, добавить еще (пусть даже немного) и сказать: «По ходу, возможно, еще о каких-нибудь бонусах договоримся. Главное, чтоб ты здесь вкладывался без негатива. Читай контракт, мы работаем по нему. Никаких заранее неоговоренных вещей, никаких обязанностей, помимо служебных».

Зачем такие танцы с бубном? А затем, что стеснительный и иногда излишне человеколюбивый ЭИИ промолчит или забудет спросить о чем-то важном для себя, а потом будет локти кусать и недовольно зыркать по сторонам. Потому что пойти к шефу и выяснить детали – это большая проблема: «неудобно, мне в лом, не хочу показаться дураком, да я сам виноват». Поэтому информацию из него надо вытягивать всю и сразу, пусть даже молчит и отбивается.

«Боюсь шефа» – этого здесь нет и в помине. Для ЭИИ вообще не важно, на какой ступени социальной пирамиды вы стоите. Одинаково спокойно он предложит чаю с бубликами духовному лидеру, президенту, сталевару, комбайнеру, ангелу или жителю другой планеты. Не знаю почему – не спрашивайте.

К чему это я? А, так вот! Прокачанный ЭИИ со множеством связей и ясной головой – золотой запас фирмы. Кто видел таких в деле – подтвердит: «эту скотину надо кормить как следует, и она затащит тебя в любую гору».

На моей памяти есть пример – ЭИИ обещали хороших денег за работу, обо всем договорились на берегу, объяснили задачи и обязанности, назвали время работы. Человек спал по три часа ночью и один–два часа днем, выполнял втрое больше, чем должен был. Это было ему не в напряг – он знал, ради чего старается. Все остались довольны.

Это хороший вариант. Никаких идей, подход простой – сейчас стулья, вечером деньги.

Насколько реален вариант, чтобы ЭИИ остался надолго на одном месте – не знаю. Я максимально долго – 6 лет – работал в одной конторе один раз в жизни. С тех пор не больше года провожу в каждой фирме. Возможно, это говорит о том, что пора взять себя в руки и начать собственное дело.

Дом

Дом – это место отдыха, а не работы. Не надо ждать и требовать от ЭИИ провернуть евроремонт своими силами в сжатые сроки. Может быть, он это сделает, может, даже и без волокиты. Смотря чем вы сможете его мотивировать к такой деятельности. Самостоятельно он будет раскачиваться годы. Даже не удивляйтесь.

Опять же, это не правило. Существуют ситуации, когда ЭИИ возьмется и очень быстро сделает то, чего раньше не хотел. Снаружи на него тоже можно влиять – уметь надо. По себе знаю – любую деятельность выполнять проще в компании. Скажем, жена может говорить о необходимости ремонта, но ничего при этом не будет меняться. А если она сама начнет его делать и при этом попросит помочь – ЭИИ тут же «впряжется». Отберет инструмент и сделает все сам. Дальше уже можно даже не помогать. Достаточно иногда проявляться рядом и давать знать, что твои усилия замечают :) Восхищаться не надо – это сбивает с рабочего настроя :) Спрашивать – «помочь чем?» – по ситуации. Я сам позову, если что :)

Огромная радость – знать, что сейчас ты позвонишь домой, там тебя ждут. Пока добираешься – уже приготовят поесть и встретят. «Привет, садись ужинать» вместо «мусор вынеси, в магазин сходи, а то поесть еще не готово». Может и сам приготовить. И вообще ВСЕ сам сделать. А вы ему зачем тогда? И он вам для чего?

Если он готовит себе сам, то не удивляйтесь, что вам приходится что-то делать вместо него.

Отношение к себе и людям

Определяющим параметром для ЭИИ является его мнение о вас – насколько вы человечны, этичны. Не безобидны, а именно человечны. В деревне говорят: «добрый человек», имея в виду его профпригодность, нравственность, мораль, поведение, отношение к себе и окружающим, полезность для общества, общительность/закрытость, адекватность, здравость характера.

А вы как думали? :)

Так вот, пока ЭИИ считает человека «человеком» – он будет относиться к нему ровно, несмотря ни на что. НО! До той поры, пока вы не «исполните нечто». С этого момента вы переходите в другую категорию – «отмороженного». Теперь можете не рассчитывать на тепло в его глазах – там будет только кирпичная стена.

Скажем, к коллеге по работе ЭИИ относится хорошо и уважительно. Коллега делает какие-то шаги к сближению в интимном плане, недвусмысленно намекает на желание более близкого знакомства – несмотря на кольцо на пальце ЭИИ. А потом удивляется – чего это он как чужой стал? Чем ему не угодили?

Конечно, может статься, что на сближение ЭИИ пойдет. Вам же хуже. Потом он задолбает и вас и себя. Либо решит, что вы и есть его счастье и придет к вам. А оно вам надо?

ЭИИ и (само)осуждение

Почему ЭИИ считают себя плохими? С разной степенью интенсивности, но считают. Это «двигатель» для них. Если признать себя хорошим – все, дальше шевелиться не надо, можно остановиться и не заниматься собственным развитием. Похвала для ЭИИ – это практически яд, искушение поверить, что он и правда хороший. Отсюда же проистекает собственная скупость на похвалу.

Однако если ЭИИ тупо будет считать себя плохим, то превратится в занудного мудака. Т.е. снова он встречается с необходимостью духовного развития. Дойдя в нем до определенного пункта (на пути каждого «верующего» он есть), ЭИИ находит понимание, что каждый хорош в каждую секунду своего существования. Теперь можно выдохнуть, избавиться от ненависти к себе, от осуждения себя и с чувством «правильности» продолжать путь. Приобретя такой опыт, человек уже не заморачивается своим несовершенством/совершенством, а обретает мир. Теперь он знает что-то такое о Боге, мире и людях вокруг, что дает силы и стимулирует к дальнейшему движению без истерик, разочарований и страха, что может что-то не получиться.

Важный момент. Если этот чудик осуждает, гонит, презирает и т.д., значит, его заело. Сейчас он теряет энергию и сам остановится, только выдохшись. Помогите ему остановиться. Пара попыток (м.б. несколько, м.б. постоянно) прервать его осуждение, и в следующий раз из него не польется – сам замолчит вовремя. Главное, не затыкать: «Хорош уже!!!», а экологично: «Мне неприятно, мне тяжело это слушать». Можно орать, даже громко – это очень впечатляет. Чем более вежливый тон при этом, тем сильнее впечатляет. Слезы – вообще имеют бронебойный эффект. Противно реветь – ну и не надо. Главное озвучить свой упадок настроения из-за его нудятины не через наезд, а через краткое пояснение.

Как обезопасить мозг

Чтобы не париться про отношение незнакомого Достоевского к вам, скажите: «Если что не так – говори сразу», – в начале разговора. «Извини, если что не так», – в конце разговора. Пусть теперь он парится :)

Со знакомым Достоевским вообще париться не надо. Делай что можешь, и будь что будет.

Ой, держите меня семеро!

ЭИИ необходим человек, который знает, когда сказать: «Стоп, хватит. Пора уже остановиться». Если такого человека рядом не окажется, Достоевский может работать, пока не упадет. Если же такой человек найдется и ЭИИ будет его слушать, доверять ему, то и со здоровьем будет порядок, и на работе не «сгорит», и других не «заколебет».

Необходимо дозировать свои попытки влиять на Достоевских. Скажем, женщина хочет, чтоб муж посетил семинар, выучился где-то, стал посещать тренировки. По ее мнению, ему это будет полезно. Хороший вариант: «Ты слышал о таких-то курсах? Я тут краем уха информацию зацепила, мне интересным показалось. Немного поинтересовалась. Кто посещает – говорят, что хорошее дело». Сверх этого ничего говорить и делать не надо. Если заинтересуется, пойдет и поучаствует. Понравится – останется. Вариант, обреченный на провал: «Я тут узнала про такой-то семинар. Давай сходи, тебе полезно будет». В этом случае ЭИИ перекосит: «Вот блин, она считает меня плохим и пытается улучшить. Она что, в меня не верит, что ли?» Здесь же вспомнятся родители, которые давили, заставляли, ассоциация с ними, скорее, всего, будет несознательной, но вполне действенной. После этого ЭИИ точно никуда не пойдет. Его лишили свободы воли – не дали выбрать, а настаивали на том, чтобы он пошел и сделал что-то, чтобы стать лучше. После этого доверие к жене будет подорвано.

Несколько подобных случаев могут накопиться, и однажды этот товарищ начнет внимательно заглядываться на других женщин. И теперь уже бесполезно будет взывать к его совести – вы выпали из списка «людей» благодаря неэтичному поведению. Теперь, чтобы восстановить связь с ним, придется быть очень аккуратным и двигаться вперед, как по минному полю – ощупывая каждый клочок земли перед ногами. И любая ошибка здесь может стать последней – последует взрыв недовольства и последний скандал, во время которого ЭИИ будет искать (если еще не нашел) оправдание своему уходу. Либо без криков скажет: «мне больше нечего здесь делать».

Одна деталь: ЭИИ будет переживать и расстраиваться не потому, что его обидели, а потому, что человек оказался «нехорошим». Их «парит» не скверное отношение к собственной персоне со стороны окружающих, а еще один случай, подтверждающий, что вокруг – плохо.

И вот, допустим, он ушел. Теперь не надо искать с ним встреч ни через какой промежуток времени, пытаться мириться и наладить хоть какие-нибудь отношения – он вычеркнул вас из списка «человеков», поэтому теперь хоть тресни, его отношение к вам не изменится, если этого не захочет он сам. Любые ваши действия будут восприниматься как давление, что будет еще сильнее портить ситуацию. Захочет – сам поменяет в себе чего-нибудь, подкрутит, отрегулирует и изменит отношение.

Конечно, все перечисленное подразумевает исключения. Существуют, например, две категории людей, которых ЭИИ «не перешибут» никогда.

1. Люди, чей внутренний стержень «длиннее и толще». ЭИИ, как конформисты, ценят уверенных, спокойных людей, которые никогда не теряют рассудка и присутствия духа. Неважно, какого пола этот человек, – к общению с ним ЭИИ будет стремиться как к глотку чистого воздуха. Как выше было сказано, такой человек сможет остановить «впахивающего» белого этика, успокоить: «Ты драматизируешь, посмотри налево, посмотри направо – не все так плохо, как тебе кажется». Такие слова отрезвляют и истерики заканчиваются, как цунами в бухте.

2. Люди, которые способны менять отношение к себе с той же легкостью, с какой тасуют колоду карт. Такие личности не «парятся» за выражение лица Достоевского. Пусть себе дуется сколько влезет. Мне повезло общаться с несколькими подобными личностями. Это нечто :) Просто подходит, берет тебя за лацкан пиджака и делает тебе такое настроение, какое хочет. В этом участвует только их внутренний настрой. Сила! :) Даже не знаю, какой это соционический тип :)

При общении с ЭИИ не нужно терпеть и молчать, если его «несет» и он выдает «на-гора» то, что он увидел и оценил. Как я уже говорил, Достоевским не вредит, когда их останавливают. Скажите ему, что вам уже хватит, уже не лезет. Он замолчит и не обидится. А! Обиделся? Ну пусть дуется, это поправимо. Только придется немного пошевелиться. Нет желания? Нефиг было обижать! Мир состоит из любви, пощады не будет.

:)))

Касательно давления на ЭИИ

Можно, наслушавшись подобных рассказов, заиметь невроз и подергивание веком. «Как же с этим истеричным типом общаться-то теперь?» – спросите вы. Такое напряжение среди вас излишне и только вредит, потому что ЭИИ, не получая «обратной связи», знать не будет ни слухом ни духом о том, что совершает что-то, что вам не нравится. Напряжение в вашем драгоценном внутреннем мире будет копиться и однажды выплеснется-таки наружу. «Несчастное животное» забьется в угол с мыслью, что обидел человека и станет бояться делать что-либо вообще. Теперь напряжение будет копиться в обоих :) Последствия могут быть печальны.

Так вот. Необходимо говорить вслух, высказывать свои проблемы, «напряги»… единственное, делать это не нужно часами и в «неудобное» время – например, когда ЭИИ ест. Хотя некоторым, наоборот, лучше общаться за столом. Это опять же выясняется. Язык до Киева доведет, как известно.

Форма выражения проста: ты делаешь вот это, мне от этого плохо по такой вот причине. Ультиматум выставлять не надо :) «Будешь делать так, тогда у меня не остается другого варианта, как…» Для ЭИИ возможен в принципе любой вариант, по крайней мере, они его рассмотрят.

Здесь, я полагаю, необходимо пояснение. Для ЭИИ ценна идея развития, перемен к лучшему. Если вам плохо от чего-то, и ЭИИ признает это объективно плохим в себе, то данную черту своего характера он будет менять, пока не переделает на новый лад. За это он будет вам только благодарен.

Если же вам приятно лениться, а ЭИИ со свойственной ему занудностью это осуждает, даже не пытайтесь его воспитывать и взывать к его совести. Дескать, мне неприятно, что ты меня достаешь. Он будет уверен, что своей ленью вы вредите собственному здоровью. Соглашаясь с вашим правом совершить «пипец своему счастью», он может оставить вас в покое. Но попытается увеличить дистанцию. Почему? А потому, что ЭИИ конформист. Пока вы близки, а тем более если вы в браке или просто живете вместе, вы «очень рядом» для него. Поэтому ваша лень может стать и его ленью тоже. Чтобы этого не произошло, он выберет из трех вариантов:

1. Попытаться влиять на человека, усовестить его. Это, конечно, палка о двух концах, ведь давить на других он считает себя не вправе. Поэтому от таких действий будет нехорошо и ему – из-за угрызений совести, и вам – мучаясь совестью, он не всегда сможет выразить свое «фи» спокойно. Скорее всего, он будет «нудеть» и считать себя при этом «мудаком». Что еще больше увеличит его недовольство ситуацией. Если вам нормально периодически лениться, вас это нисколько не портит, вы способны это объяснить так, чтобы ЭИИ согласился, – все, он поверит и выдохнет. Больше не будет возвращаться к этой теме. Если же от вашей лени будет вред – дела стоят, здоровье портится, совместное времяпрепровождение «идет лесом» – рассказывайте сколько хотите, что «все хорошо». ЭИИ не поверит. И с разной степенью интенсивности будет вас воспитывать.

2. Увеличить дистанцию, чтоб не «нахвататься» от вас. Это опять-таки будет неприятно обоим, что напряжет ситуацию еще больше.

3. Повысить свой «иммунитет», внутреннюю силу. Это будет выглядеть как отдаление от вас. Может быть, это так и будет, ведь он приподнимается немного выше своего прежнего состояния :) Здесь можно сколько угодно выкатывать ему претензии, он будет только рад, что у него получилось сделать себе хорошо, попутно позаботившись о собственной душе.

Проявления этики

Что может значить проявление этики со стороны ЭИИ? Что угодно. Со стороны все равно непонятно – пытается он к вам «подкатить» или «выперло ему» нанести вам пользу :) Хотя можете спросить прямо. Он скажет :)

Вот он подошел и сделал вам хорошо – положил мороженое в тарелку, посыпал его шоколадом, сверху вылил чайную ложку коньяка, положил туда немного фундука и грецких орехов и вообще расстарался. Или вы пришли к нему в гости, а он увидел, что вы замерзли и близки к тому, чтобы заболеть. Крепитесь. Сейчас вам принесут таз с горячей водой, предложат (отказаться будет трудно) поставить туда ноги, накроют пледом, нальют чай с лимоном или малиной. Все. Но пасаран! Простуда не пройдет!

Зачем такие выходки? «Потому что гладиолус!» ((с) КВН)

Для ЭИИ важно состояние окружающих, даже если он видит их впервые, для него важны отношения, даже если вы лично ему нафиг не сдались.

– Он пришел и улыбается!
– И что?
– Ну, он же ТАК улыбается!!!
– Как?
– Ну, как будто специально!!!
– Что напрягает-то тебя?
– Так я же знаю, что он просто так улыбается, безотносительно меня! Ему выперло, вот и лыбится, это не ко мне отношение такое, ему хорошо унутри и все!!!

Да, это бывает. Достоевский может улыбаться, «вываливать» этику на человека, расстараться он может. И при этом ничего это не значит. Так надо было, и он сделал. Не парьтесь.

А. Вам понравилось? Хочется, чтобы все время так было? Хм… Ну, попробуйте, м.б., получится…

Теперь немного сумбурно

Итак, зачем нам эти чудные зверьки?

Поддерживать социон в рамках (я о здоровье), сигнализировать об отклонениях, заботиться о его целостности – вот специализация Достоевских, на мой взгляд.

Священники.

Целители.

Психологи.

Исполнители, например, институт сержантов в армии, секретари-референты, телохранители.

Детские воспитатели, школьные учителя, тренеры в клубах боевых искусств.

Душа компании, человек, который «заводит движуху», и потом у всех есть что вспомнить.

Это социальные роли, где мы можем встретить данный социотип.

Чем же там будет заниматься «пронырливый», «въедливый», «чрезвычайно тактичный» Достоевский? (эпитеты услышаны от людей с разной степенью ударенности «Достами»).

Он будет проникать в суть, разбираться, как это устроено. Применительно к любой деятельности. Это и есть творчество для него.

«Кто не с нами – тот против нас» – девиз «отмороженных» Достоевских. «Вменяемые» тактично промолчат, если вы не хотите стремиться к собственному благу :) Но рожа у них будет такая, что вам все понятно станет :) А если серьезно, то как ни относись к ЭИИ, им виднее, как лучше. Другое дело, что существуют понятия «пропускная способность» и «полоса пропускания». Поясню.

Обязанность Достоевских перед собственными душой и телом – работать не только руками и головой, но и душу подталкивать к развитию. Духовные практики – не современные самоделки, а настоящие, проработанные религии – Христианство, Ислам, Веды. Для собственного благополучия духовного, телесного, кармического ЭИИ более, чем другим, необходимо войти в нормальную религию. Как бы по этому поводу не плевались «псевдоверующие» и атеисты – это рабочие системы верований. Там чувствуешь, что Бог – вокруг, и он живой, а не вредничает по-стариковски и грозит пальцем сквозь облака.

(Йога – не религия. Это инструмент, достаточно хороший для того, чтобы восстановить и укрепить здоровье и психику. Выше своего потолка она не поднимет.)

Любая толковая религия располагает набором средств и знаний, в области этики в том числе. Здесь нельзя путать этику, мораль и нравственность. Мораль – это наносное, основанное, как правило, на страхе и знании «как нельзя». В критических ситуациях отваливается в первую очередь.

Этика – это как раз правила, как нужно и можно проявлять нравственность в том или ином случае. Глубоко в человеке это есть, и в любой ситуации никуда не девается.

Морализирующий ЭИИ похож на мудака, им и является. Такой будет бубнить и занудствовать, пока его не затопчут. Здесь мы опять встречаемся с необходимостью дуала – у него есть умение так сказать Достоевскому «заткнись и работай», что он правда встанет и начнет работать.

Так как «черная сенсорика» – болевая, т.е. вторжение в личное пространство, любые формы давления, воздействия, влияния, агрессии причиняют немало беспокойства, вызывают стресс и ответные «вспышки» со стороны ЭИИ (не всегда адекватные), то ради своего спокойствия и физической целостности окружающих ЭИИ есть смысл заняться той же йогой, боевыми искусствами… Это зависит больше от возраста. Чем моложе, тем «дури» больше, и соответственно, необходима более энергозатратная деятельность. Мне в свое время чрезвычайно помог клуб фехтования. 25 кг снаряжения на себе, 1,5–2 кг в руках и 3 часа занятий. 3 раза в неделю. 10 лет таких тренировок буквально сохранили голову на плечах :)

Дело в чем? ЭИИ может молчать и терпеть. Никто при этом даже не знает, что он уже «заколебался». Однажды он может не вытерпеть, взорваться. Тогда он «переложит», как говорят русские рукопашники. Попросту говоря, все давление, накопленное за немалый срок, выходит наружу с ударом по лицу или кулаком по столу – как получится :) Со стороны кажется – не сильно-то и напрягли, а он – вон чего вытворяет. А между тем – история давняя. Не выдержал человек – накипело. Про ЭИИ говорят: «Дерутся больно и всегда ногами». Да, что-то в этом есть. Поэтому сами себя боятся: человек, который в состоянии аффекта работает ногами в голову – не сильно большая радость для окружающих.

Отмечу, что клуб или секция опять-таки желательна не «самодельная», недавно возникшая, а традиционная. Так как только традиционные, здравые системы содержат в себе большой и качественный объем знаний, способных поддержать, дать пищу для размышлений. «Новоделы» созданы в противовес им – как ребенок, обиженный на родителей, говорит – а я буду по-своему делать! – или с целью заработать денег.

Если ЭИИ мало занимается собой, то понимание у него на уровне чувств – знает, а объяснить не может. Скажем, ребенок одного-двух лет скандалит, а почему – непонятно. ЭИИ подходит и гладит его по голове. Ребенок успокоился. Почему он это сделал? Он сам не знает – почувствовал, что надо так.

Если собственному развитию – духовному и физическому – ЭИИ уделяет много внимания, то все, что ему «приглючилось», он способен внятно объяснить.

Та же ситуация. Ребенок скандалит, ЭИИ подходит, гладит по голове, ребенок успокоился. Почему так? Потому, что ребенок требовал внимания, которого ему не хватает. Ну не хватает и ладно, кому сейчас легко? – скажете вы. В таком случае ЭИИ вам расскажет (или промолчит), что так получаются «травматики» – люди с нарушениями психики. Незначительными, но остающимися на всю жизнь. И что необходимо обращать на это внимание, а не изводить орущего ребенка безразличием.

Еще более прокачанный ЭИИ поймет, почему родители ведут себя таким образом – у самих мало, поэтому дать нечего. В этом случае он будет молчать или попытается поговорить с родителями от том о сем, не обращаясь к теме напрямую. («Кто знает – не говорит» – вполне себе правдивое изречение). Это даст больший результат, чем поучения, которых родители уже и так наслушались.

Еще более вменяемый ЭИИ поступит еще проще и эффективней: не пустит в ситуацию свое «собственное видение», а проще говоря – эгоизм. Родители не будут кричать «да пошел ты!», ребенок не будет переживать – «это из-за меня» (возраст неважен – они в любом возрасте умеют читать взрослых). А ситуация действительно начнет меняться в лучшую сторону. Можете не верить – ваше право.

Так вот ради такой более продуктивной работы ЭИИ и работают над собой. Чтоб не осуждать «этих тупиц», а помогать чем могут «соседям по планете» :)

Как я уже говорил, специализация ЭИИ – гармонизация окружающего. И чем он более «продвинулся», тем более результативна его деятельность. Чем лучше он видит ситуацию, тем меньше он «коробит» окружающих. Думаю, можно сказать, что Достоевские – это «функция», «приложение» к обществу, здоровья ради.

Не путайте роль Достоевских с должностью серого кардинала. «Рулить» коллективом ЭИИ может. Но если у него с совестью и с головой в порядке, то не будет. Свободу воли еще никто не отменял, и это известно любому верующему. ЭИИ скорее похож на садовника, который заботится о саде. При этом отношение к «саду» также определяется «степенью вменяемости». Если он скажет «мой сад» – это манипулятор, который, скорее всего, действует с позиции эгоизма. Грамотный скажет: «Я здесь не главный, только делаю что могу. Предлагаю, что есть. А кто хочет – тот берет».

Как можно говорить «мое», если это не твоя собственность по факту? «Мое» у человека только то, что он может забрать с собой в следующую жизнь.

Над чем надо работать ЭИИ, так это над своим осуждением всего и вся, с потоками негатива, которые могут из них изливаться по любому поводу.

Это нужно, в общем, по двум причинам.

1. «Осуждающий» ЭИИ может чувствовать себя нормально (на первых порах), а людям вокруг уже тяжело слушать, и вот, уже ругаются :) К тому же, если ЭИИ начнет ругать и осуждать, он рискует зацепить что-то важное для тех, кто рядом, такое, за что они «встанут горой» и набросятся на Достоевского, которого уже несет и он осуждает все подряд.

2. Осуждение ослабляет энергетическое поле человека. Осуждающий подвергает себя риску заболеть или навлечь на себя проблемы разной тяжести.

Что делать в таких случаях, выше уже сказано достаточно, на мой взгляд :)

Ну вот как-то так :)

С уважением,
человек, которого типируют «Достоевским»

Ключевые слова: Достоевский, ТИМы изнутри


  • Alexey Sapegin
    23 мая 2012 г. 02:50

    Интересно написано и идея проекта хорошая, хотя и не новая. Впрочем, новизна может быть в том, что за это дело взялась «объективист» по Рейнину. Поэтому можно надеяться, что и подход, и результат – наконец-то будут серьезными. Так и надо их с самого начала делать серьезными.

    «Самоописание виденья мира изнутри социотипа» – это, конечно, вещь фактическая (субъективно фактическая) и очень важная. Но вот, какого социотипа представитель? «Человек, которого типируют Достоевским» – это далеко не факт в смысле его социотипа.

    Нужно, чтобы было, что с чем сопоставлять. Для специалистов и для думающих читателей было бы полезно, если бы была приведена дополнительная информация об «интервьюируемом» (а он желателен один – в одной статье в этих целях лучше не давать собирательный образ), по которой можно бы было представить его социотип. Например, кто его считает какого социотипа представителем, какие тесты какой выдают результат.

    И очень желательна, даже обязательна, фотография, а лучше несколько – как универсальный для любого соционика способ составления представления о социотипе человека. Конечно, на словах большинство социоников не верят в типирование по внешности. Но на деле, что уж «греха таить», то же самое большинство социоников применяют хотя бы элементы визуального типирования. Так что фотографии – обязательно. Это если по-серьезному.

    Пара комментариев к вступлению.

    «Если что-то из описанного совпадает с нашими представлениями о ТИМе – поставим плюсик теории :)»

    Скорее плюсик представлениям :) И совсем не исключено, что это будет очередной ошибочный плюсик. Вот ведь, в чем «беда».

    «Все, что здесь изложено, является только моим мнением и может быть заблуждением, если вам так легче :)))»

    Что-то не полегчало :)) По крайней мере, без выполнения вышеперечисленных желательных условий.

Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014