Белая интуиция и страхи Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Белая интуиция и страхи

Вера Борисова

9 ноября 2019 г.

Относятся ли страхи (беспокойства, тревожные состояния) к аспекту белой интуиции? Не во всей литературе это упоминается, но у Аушры Аугустинавичюте – в первоисточнике – про это есть.

«Белая интуиция. Любые процессы происходят во времени, то есть имеют корни в прошлом и продолжение в будущем. Время – это отношение между следующими друг за другом событиями. Этот аспект восприятия дает информацию о последовательности происшествий и поступков людей, о их причинной взаимообусловленности и об отношении самих людей к этому, то есть о чувствах людей, которые этой взаимообусловленностью событий вызываются.

Непосредственную информацию извне, то есть информацию, получаемую посредством первой сигнальной системы, индивид осознает как чувства к будущему, прошлому и настоящему. Например, чувство спешки, спокойствия или горячности, чувство своевременности или преждевременности, чувство надлежащего или ненадлежащего ритма жизни, чувство будущей опасности или безопасности, чувство ожидания, страх опоздать, чувство предвидения будущего, тревога о предстоящем и т.п. В любой из моментов своей жизни человек имеет какое-то чувство времени. Он не может жить вне времени или к нему никак не относиться. Потому составной частью его духовного состояния в любой момент жизни является какое-то конкретное чувство времени. Этим аспектом восприятия определяется способность или неспособность человека прогнозировать и планировать будущее, уклоняться от возможных неприятностей, избегать ошибочных поступков, учиться на прошлом опыте.

Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается стратегическими способностями, умением выбирать самые оптимальные моменты для проявления той или иной активности. То есть давать бой, когда это необходимо, и уклоняться от него, когда это является более правильным, как, например, всю жизнь поступал Кутузов.

Взаимодействие во времени можно назвать способностью избежать столкновения с объектами и тем самым – избежать их отражения в себе» (АА, Соционика, стр. 58).

У Юнга про это гораздо более витиевато и многословно: «Интуиция в интровертной установке направляется на внутренние объекты, как можно было бы с полным правом обозначить элементы бессознательного. …Внутренние объекты представляются интуитивному восприятию в виде субъективных образов вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержания бессознательного – в конечном итоге коллективного бессознательного».

«Таким образом, у интровертного исчезает сознание своего телесного существования, так же как и его воздействие на других. С экстравертной точки зрения о нем сказали бы: "Действительность не существует для него, он предается бесплодным грезам". Правда, созерцание образов бессознательного, создаваемых творческой силой в неиссякаемом изобилии, бесплодно в смысле непосредственной пользы. Но поскольку эти образы суть возможности концепций, могущих при известных условиях сообщить энергии новый потенциал, постольку и эта функция, наиболее чуждая внешнему миру, неизбежна в общем психическом домоводстве, так же как и психическая жизнь народа отнюдь не должна быть лишена соответствующего типа. Израиль не имел бы своих пророков, если бы этого типа не существовало».

Пророческая белая интуиция не пугает самого белого интуита )) но предоставляет материал для страхов и тревог всем остальным )) Ибо страхи и тревоги – это всегда реакция на то, чего еще нет, то, что только может случиться, ожидается в будущем.

Ключевые слова: белая интуиция

© Уральская школа соционики, 2008-2022