Соционическое колесо баланса Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Соционическое колесо баланса

Вера Борисова

30 марта 2023 г.

Колесо баланса – это метод оценки своей жизни, удовлетворенности ею на данный момент. Его придумал Пол Дж. Майер, американский бизнесмен, миллионер и мотивационный коуч.

Рисуем круг, делим на сектора. Количество секторов – около 8. Чтобы не забыть чего-нибудь важного, часто берут готовый набор. Например: карьера, деньги, семья, друзья, здоровье, отдых, хобби, саморазвитие. Можно добавить что угодно, если оно важно для вас и это стоит выделить в отдельный сектор – спорт, внешний вид, религия, обучение…

А потом в каждом секторе закрашиваем столько места, на сколько баллов этот сектор оцениваем, от 1 (плохо и мало) до 10 (много и прекрасно). И смотрим, есть ли у нас хоть какой-то баланс, поедет ли наше колесо, или каким-то секторам стоит уделить больше внимания.

Ну и у нас же есть соционика и основные информационные аспекты, структуру которых можно приложить к чему угодно и считать, что в эту сетку поместилось все. Поэтому мы будем делать соционическое колесо баланса – на основе соционических аспектов. Лично я совершенно искренне считаю, что эта структура лучше чем любая другая ))

В частности, она дает более высокий уровень обобщения – охватывает все, что относится к той или иной сфере. Поэтому не случится так, что мы сравниваем большую сферу (семья, друзья, романтические отношения) с маленькой (достаточно ли сбалансированно я питаюсь).

(А если что-то забылось и выпало из авоськи, это не структура плохая, а просто функция в типе слабая или недифференцированная )) )

Давайте попробуем.

БЛ. Социум – структура, формальные связи

Основной вопрос, который я бы тут задавала: насколько я нахожусь на своем месте в жизни?

Есть ли у меня нечто, чему я хорошо принадлежу? (например, страна, или профессиональное или неформальное сообщество). Являюсь ли я частью того бОльшего, которого хочу? Хорошее ли у меня в этом бОльшем место (должность, статус, карьера)?

Получаю ли я столько признания, сколько заслуживаю? Уважают ли меня? (И уважаю ли я тех, кто рядом со мной?) Признается ли мой авторитет, мои права, мое мнение?

Получается ли у меня быть ответственным за свою жизнь и справляться со своими обязанностями? (может, я отвечаю примерно за все и это больше, чем я могу вывезти? а может, я бесправен и моей жизнью управляет кто-то другой?)

ЧЛ. Деятельность

Самая важная часть этого сектора – конечно, профессия и вообще работа, деятельность в широком смысле. Хорошо ли у меня получается то, что я делаю? Нравится ли мне это? Я многое умею, знаю как, или «у меня лапки»?

Еще критерий оценки – польза и эффективность. Полезен ли я и то, что я делаю – ближайшему окружению, себе самому, миру в целом? Насколько меня устраивают результаты?

Узнаю ли я полезные факты, обучаюсь ли новым умениям?

Хорошо ли я информирован о том, что вокруг меня происходит? (это, в общем, тоже про действия, которые делаются в окружающем мире)

БЭ. Отношения – неформальные связи

Сфера отношений на всех уровнях – семья, партнерство, родители и дети, друзья, близкие люди или коллеги. Все неформальные, приятельские, дружеские, душевные связи. Устраивает ли вас качество (и количество) этих отношений, уровень близости, контакта?

Достаточно ли любви в вашей жизни, есть ли вам кого любить, есть ли любящие вас существа?

Симпатичны ли вам люди в целом (и мир в целом)?

ЧЭ. Эмоциональная сфера

Насколько вы чувствуете себя живым (если под «живым» понимать переживание разных чувств)? Достаточно ли в вашей жизни того, что вас радует, волнует, трогает, умиляет? Удается ли вам заплакать, если произошло что-то плохое? Легко ли вас развеселить, рассмешить?

Часто эмоциональная наполненность связана с людьми (все-таки они эмоциональные существа), а также со сферой искусства (театр, кино, музыка, книги), но можно посмотреть и более широко.

В целом, достаточно ли в вашей жизни впечатлений, увлеченности, вдохновения?

БС. Ощущения

Хорошо ли вы себя чувствуете? Получаете ли вы удовольствие от существования в своем физическом теле?

В первую очередь это, конечно, здоровье (и то, что мы предпринимаем для его поддержания – правильное питание, витамины, оздоровительные процедуры, массажи и пр.).

Забота о себе. Приятные ощущения (например, вкусная еда), тактильный контакт («8 объятий в день»), секс. Отдых, релакс, сон.

Общий комфорт жизни, удобство одежды, чистота в доме, не выматывающий налаженный быт.

ЧС. Достаток

Материальная обеспеченность: деньги, вещи (дорогие, красивые), движимое и недвижимое имущество. Все, чем можно владеть, сказать: это мое!

Владеть, кстати, можно и нематериальным. Каков мой статус в смысле власти, насколько я круче других, насколько я могу распоряжаться, командовать, требовать подчинения. Насколько я сильный.

Внешний вид, красота. Насколько я могу себе позволить быть ярким, заметным, проявленным?

Амбиции и цели. Знаю ли я чего хочу, достигаю ли своих целей?

Расширение в смысле увеличения своей представленности в мире, своего влияния на мир.

БИ. Внутренний мир

Достаточно ли мне времени для себя, для удовлетворения своих внутренних потребностей, контакта с собой? Успеваю ли я остановиться и прислушаться к тому, что происходит внутри меня?

Взросление – личностное, психологическое. Насколько я внутренне гармоничен, уравновешен?

Экзистенциальные вопросы, судьба и смысл жизни. Духовный и мистический опыт.

Хорошо ли я распоряжаюсь временем своей жизни? Когда моя жизнь придет к концу, буду ли я удовлетворен тем, как она прошла? Что мне еще важно успеть?

ЧИ. Развитие

Хобби, интересы, узнавание нового (изучение) и создание нового (идеи, творчество).

Развитие – раскрытие своих способностей, внутренних качеств. (например, интеллектуальное развитие). Увеличение возможностей (раньше не мог, теперь могу).

Достаточно ли в моей жизни искреннего любопытства? Есть ли то, что меня увлекает, что мне хочется исследовать? Учусь ли я новому?

К чему в своей жизни я могу подходить творчески, пробовать разные варианты, играть, придумывать?

Расширение в смысле присвоения новых качеств и способностей.

Итак, берем рисунок и задумываемся над своей жизнью ))

Ключевые слова: аспекты

© Уральская школа соционики, 2008-2024