В поисках философского камня Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

В поисках философского камня

Денисов Н.

18 ноября 2008 г.

История различных тайных обществ всегда окружена легендами, домыслами и мистификациями. Это особенно заметно при попытках приоткрыть завесу над прошлым одного из наиболее загадочных религиозных объединений – Братства Розы и Креста (Розенкрейцеров). Возникшее, по официальной версии, в начале XV века, оно, согласно имеющимся данным существует и по сей день. Окутанные ореолом таинственности происхождение и деятельность Ордена, исповедуемое им мистическое учение всегда вызывали повышенный общественный интерес. К членам Ордена причисляли и ученых Агриппу Нестесгеймского, Теофраса Бомбаста фон Гонгейма (Парацельса) и Фауста. Пророческий дар Нострадамуса объясняли тем, что он в совершенстве постиг доктрину Розенкрейцеров. Многие славные ученые и философы Эпохи Возрождения прибавляли к своему имени таинственные буквы R.C., намекая на свою причастность к духовной элите мира.

Первое достоверное свидетельство об Розенкрейцерах датируется 1610 годом, когда немецкий нотариус Газельмейер, представ перед иезуитским судом, рассказал о рукописи, озаглавленной «Fama Fraternitatis» («Слава братства»), излагавшей историю возникновения Ордена. В 1614 году эта рукопись была отпечатана в Касселе Вильгельмом Весселем и всколыхнула небывалый общественный интерес к таинственному Братству и, прежде всего, к загадочной истории его возникновения.

Согласно изложенной легенде, летоисчисление Ордена ведется с XIII столетия, когда некий Николо Барно предпринял путешествие по Германии и Франции, с целью собрать всех подвижников стремящихся найти Философский камень в единое герметическое (по имени бога Гермеса) общество. За время путешествия он воспринял мудрость двадцати умнейших людей Европы и умер молодым. Через сто с лишним лет, в 1378 году, он рождается вновь, уже под именем Христиана Розенкрейца в знатной, но бедной семье. С пяти лет Христиан обучался в монастыре, но уже в юношеские годы, будучи неудовлетворенным получаемым уровнем образования, он присоединился к одному из членов некоего Святого Ордена, с которым отправился в паломничество на Святую землю. Они пошли вместе, однако после смерти спутника на Кипре Розенкрейц в одиночестве продолжил путь в Дамаск, так как здоровье ему не позволяло добраться до Иерусалима.

Во время обучения философии у местных мудрецов в Дамаске Розенкрейц услыхал о группе мистиков и каббалистов, обитающих в таинственном арабском городе Дамкар. Отказавшись от намерения посетить Иерусалим, он присоединился к арабам, идущим в Дамкар. Розенкрейцу было всего шестнадцать лет, когда он оказался в этом таинственном городе, но его там приняли как собрата, долгожданного товарища, и он был посвящен в секреты арабских адептов. После трехлетнего пребывания в Дамкаре, в течении которого он перевел с арабского языка на латынь священную книгу М, Розенкрейц отъехал в Фес, где арабские маги в течении двух лет обучали его обращению со стихийными началами (духами Природы) и посвящали во многие секреты своей сокровенной мудрости.

Из Феса Розенкрейц отплыл в Испанию, увозя с собой много сокровищ, в том числе редкие растения и животных, собранные им во время странствий. Он полагал, что ученые мужи Европы с радостью примут материальные и интеллектуальные сокровища, которые он им представит. Взамен он получил только насмешки, потому что так называемые мудрецы боялись признать свое невежество и, тем самым, уронить свой престиж. Усталый, но не обескураженный тщетностью своих усилий, Розенкрейц вернулся в Германию, где построил дом, в котором он спокойно мог проводить свои исследования. Для научных целей он сконструировал много уникальных инструментов. И хотя он мог стать знаменитым, и продавать свои знания, он предпочел общение с Богом общению с людьми.

После пяти лет уединения, он призвал трех братьев из монастыря, где прошли его отроческие годы, взяв с них клятву хранить секреты, которые им будут доверены и которые будут записаны ими под диктовку ради последующих поколений. Эти четверо и явились основателями Братства Розы и Креста. Они разработали секретный шифр и, как утверждает «Fama Fraternitatis», огромный словарь, в котором все формы мудрости были классифицированы во славу Господа. Они начали работу над толкованием святой книги М, которую Розенкрейц захватил с собой из стран Магбира, однако нашли эту задачу трудновыполнимой из-за наплыва больных, которых члены Братства лечили бескорыстно. Завершив постройку нового большого дома, который был ими назван Домом Святого Духа, розенкрейцеры решили привлечь еще четырех человек в Братство. Таким образом, из восьми членов общества семеро были немцами, и все они не были женаты. Упорно работая сообща, они завершили титанический труд по подготовке документов, инструкций и секретов Ордена.

Затем они решили разъехаться и посетить другие страны, не только для того, чтобы передать свое учение другим, но также для сравнения его с другими точками зрения и исправления возможных ошибок, существующих внутри их собственной системы. Перед тем как расстаться, Братья подготовили шесть правил, или законов, которыми каждый из них обязан был повиноваться. Первое правило гласило, что лечение они должны проводить не за плату, а руководствуясь собственным желанием. Второе правило гласило, что у них не должно быть специального одеяния и что они должны носить общепринятые одежды. Третье правило гласило, что каждый год они должны встречаться в Доме Святого Духа, в случае невозможности сделать это, должны уведомлять об этом остальных в письме. Четвертое правило гласило, что каждый должен подготовить себе достойного наследника для того, чтобы тот последовал примеру Братства в случае смерти наставника. Пятое правило состояло в том, что отныне их знаками будут буквы R.C., знак этот будет и печатью, и инициалами. Шестое правило заключалось в том, что Братство должно оставаться неизвестным миру в течении ста лет.

После того, как члены Братства поклялись исполнять эти правила, пятеро из них отправились в отдаленные страны, а через год отправились еще двое, оставив основателя Братства одного в Доме Святого Духа. Год за годом они спокойно и искренне распространяли свое учение среди мудрых земли, изредка с огромной радостью встречаясь друг с другом. Когда один из членов Братства умер в Англии, было решено, что место погребения членов Ордена должно держаться в секрете.

«Fama Fraternitatais» свидетельствует, что ни один из членов Ордена не знал ни того, когда умер Х.Розенкрейц (предположительно в 1484 году, в возрасте 106 лет), ни где он был похоронен. Его тело было случайно обнаружено одним из Братьев, который, обладая архитектурной смекалкой, решил произвести некоторые изменения в Доме Святого Духа (до сих пор были только предположения о том, что погребение состоялось именно в этом доме). Производя перестройку дома, Брат наткнулся на мемориальную доску с именами умерших здесь Братьев – членов Ордена. Он решил перенести эту доску в часовню, где ей было бы более подобающее место. При попытке выломать доску, которая была прикреплена к стене большим гвоздем, несколько кирпичей и штукатурка отвалились, открыв дверь, скрытую в кирпичной кладке. Члены Ордена расчистили проход и открыли вход в гробницу. На двери была надпись большими буквами: «POST CXX ANNOS PATEBO». Это, согласно мистической интерпретации Братства, означало: «Через 120 лет я восстану».

На следующее утро дверь была открыта, и члены Ордена вошли в помещение о семи стенах и семи углах, каждая стена имела пять футов в ширину и восемь футов в высоту. Хотя солнце никогда не проникало в эту гробницу, она была освещена таинственным светом, льющимся с потолка. В центре стоял круглый алтарь, на котором лежали медные пластины со странными письменами. В каждой из стен была небольшая дверь, ведущая в комнату, доверху набитую ящиками с древними книгами и секретными инструкциями, теперь, предположительно, утерянными. Сдвинув алтарь в сторону, они обнаружили массивную медную крышку. Подняв ее, они увидели тело, предположительно, Х.Розенкрейца, который по прошествии 120 лет выглядел так, как будто он только что был помещен в могилу. Тело было одето в одежду Ордена, в одной руке была Библия, а в другой – таинственный манускрипт из пергамента – наиболее ценная реликвия Общества. После тщательного исследования секретного захоронения медную крышку снова водрузили на место, а гробницу опять запечатали. Братья повели обычную жизнь, но дух и вера их были вдохновлены чудесным зрелищем, которое им явилось.

Такова вкратце история, изложенная в «Fama Fraternitatis». В 1615 году вышло еще одно анонимное сочинение, наделавшее в Европе много шума и имеющее непосредственное отношение к Розенкрейцерам: «Confessio Fraternitatis Rosae Crucis» («Признание Братства Розового Креста»), в котором были изложены основные цели деятельности Ордена и обращение ко всем благомыслящим людям с призывом присоединиться к движению обновления мира. Следует отметить, что в первых двух произведениях основатель Ордена был представлен не по имени, а как Отец C.R.C. (Christian Rosie Cross). Идентификация его произошла после первого упоминания о Христиане Розенкрейце в третьей книге из серии, представляющих оригинальные манифесты Розенкрейцеров, вышедшей в 1616 году в Страсбурге. Эта книга называлась «Chymische hoshzeit Christian Rozenkreutz anno 1459» («Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459») и, с первого взгляда представляла собой волшебную сказку, в которой рассказывалось о королях и королевах, чудесном острове, где в семибашенном замке свершается таинство воскрешения из мертвых; сказку о вещих снах, духовных странствиях и сокровенных знаниях, перед лицом которых даже старец остается робким учеником. Книга вышла анонимно, но свое авторство позже подтвердил лютеранский пастор и проповедник Иоганн Валентин Андреа (1586−1654), который написал ее, будучи еще студентом Тюбингенского университета в 1604 году. «Химическая свадьба» описывает в деталях происшествие, случившееся с пожилым человеком, подразумеваемо с Отцом C.R.C., автором «Славы Братства».

Деятельность ранних розенкрейцеров покрыта тайной, хотя в течении XVII века по Европе распространялось множество трактатов и манифестов Ордена либо под своим именем, либо под именем посвященных своих членов. Вероятно, цель этих сочинений состояла в том, чтобы ввести в заблуждение заинтересованных лиц и, таким образом, скрыть подлинные цели Братства, так как стремление (посредством погружения в обозначенную символами универсальность магии и оккультизма) выйти за пределы рационального знания, ради приобщения к знанию «вечного», усиливало таинственный, эзотерический характер миросозерцания и обладало мощной притягательной силой, чем вызывало нездоровый ажиотаж в обществе. В первую очередь, Розенкрейцеры (члены Ордена) были известны как люди, нацеленные на поиск Истины, познания человека, его возможностей и взаимоотношений с иными уровнями Бытия. Кроме того, Братство стремилось к достижению «универсальной трансмутации», то есть уничтожению зла и очищение Космоса посредством активной любви, выраженной в изучении природы и практиковании терапевтического искусства.

Существует много интересных толкований символов ордена. Этот знак интерпретируется как божественный свет Вселенной, исходящий из духовного средоточия мира (роза), и земной мир страданий (крест); как Дева Мария и Христос, распятая душа и надежда, материальное и духовное. Есть еще трактовка розы, растущей на кресте Древа Жизни, как символ возрождения и воскрешения. Вообще, крест является древнейшим символом солнца – источника и подателя жизни. Движущееся солнце – это вращающийся крест, образующий колесо вечности с радиусами-лучами; это ведическая чакра, вход в божественный космос, в своем совершенном вращении превращающийся в многолепестковую розу. Роза – это символ вечности материи, возрождающихся сил природы, над распознанием законов которых и работали Розенкрейцеры. Красный цвет розы говорит о крови Христа, а золотое сердце, скрываемое в середине цветка, соответствует духовному золоту, скрытому в человеческой природе. Число лепестков равно десяти, что является тонким напоминанием о совершенстве этого пифагорейского числа. Крест психологически мог означать и «встречу « человека с самим собой. Вертикаль служила знаком того, каким он хотел быть, горизонталь – того, чем он желал бы быть. Крест – символ, призывающий активизировать в себе внутренний свет, интуицию, подняться над бренностью мира.

Третий символ Розенкрейцеров помещался обычно у подножия Креста. Речь идет о Пеликане, кормящем своими кровью и плотью птенцов и защищающем их распростертыми крыльями. Пеликан приносит себя в жертву, питая птенцов, причем птенцы эти разного цвета, что в свою очередь символизирует три первичные причинности и семь вторичных – эти последние имели цвета планет. Самопожертвование Пеликана носит божественный, космический характер. Розенкрейцеры должны не только постигать, воспринимать тайное знание, но и питать его своей энергией, своей духовной субстанцией, помогая преодолению хаоса и энтропии.

Изображение пеликана часто сопровождается надписью INRI, некогда начертанной на кресте Спасителя и в ментальном плане расшифровывающейся как Иисус Назареянин Царь Иудейский, а в астральном плане – Igne Natura Renovatur Integra (Огнем природа обновляется вся). Это был один из девизов розенкрейцеров, заставляющий вспомнить о древнейших представлениях об огненном колесе вселенной и боге как светоносном огне, об исключительной роли в процессах «сублимации» и «трансмутации» элементов, приписываемой Огню всеми адептами тайного знания. Надпись INRI расшифровывалась также In nobis regnat Iesus («В нас царит Иисус»). Розенкрейцеры этим девизом подчеркивали, что трансцендентная любовь порождает в человеке активное начало самосовершенствования.

Считалось, что Розенкрейцеры высших степеней посвящения могли научить человека обособляться от физического тела по его желанию, помогая ему поднять «розу с креста». Они учили, что духовная природа привязана к физической в определенных точках, символизированных гвоздями на распятии; но тремя алхимическими инициациями, которые проводились в духовном мире, в «истинном Храме Розы и Креста», они «выдергивали» эти гвозди и позволяли божественной природе человека оторваться от его креста.

Путь к самосовершенствованию делится у Розенкрейцеров на три этапа или вершины, которые являются последовательными стадиями духовного роста. Первая и низшая из этих вершин – София (знание того, как работает Природа), вторая вершина – Каббала (язык, посредством которого возможно общение с посланниками Бога), и на высочайшей из вершин находится Школа Божественной Магии (которая является языком Бога), где человек учится истинной природе всех вещей самим Богом.

Основой познания низшей ступени является семь свободных «мусических» искусств, известных со времен античности, которые делятся на Тривиум (грамматика, риторика, логика) и Квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Грамматика учит человека выражать свои мысли и идеалы благородным и адекватным языком. Риторика помогает человеку скрывать свои идеалы под покровом неясного языка и нечетких фигур речи. Логика учит его организации интеллектуальных способностей, которыми он обладает изначально. Арифметика позволяет ему проникнуть в тайну вселенского порядка и, кроме того, дает ему доступ к множественности, величине и пропорции. Геометрия вводит человека в математику форм, гармонию и ритм углов и философию организации. Музыка напоминает ему, что Вселенная основана на законах небесной гармонии и что гармония и ритм являются всепроникающими. Через астрономию он проникает в суть пространства и времени и понимает их, понимает соотношение между Вселенной и собой, присутствие некой Неизвестной Силы, движущей бесчисленные звезды небесной тверди сквозь неограниченные пространства. Считалось, что Розенкрейцеры, обладающие подобными знаниями в области свободных искусств, могут справиться практически со всеми проблемами, которые только можно встретить на пути постижения Истины.

С посланниками Бога общались адепты, которые принадлежали к высшим степеням посвящения и не были подвержены законам смертности. Эти в высшей степени способные адепты обладали сверхъестественными способностями и были как бы гражданами двух миров: их физические тела были материальными, но они также могли функционировать и в таинственном эфирном теле, неподверженном временным или пространственным ограничениям.

Сам же Бог, согласно алхимической трактовке Розенкрейцеров, есть духовная сила, посаженная в темную землю (материальную Вселенную). Через искусство алхимии возможно вырастить и умножить это семя так, что вселенская субстанция будет пропитана им и станет, подобно золотому семени, чистым золотом. В духовной природе человека это называется возрождением, в материальном теле элементов – превращением. Мудрость можно передать невежественному человеку, потому что в нем были посеяны семена мудрости, которые могут быть в дальнейшем взращены через искусство и культуру; то есть «умственное тело невежества», через процесс обучения может быть превращено в «чистое золото осознания Истины», потому что оно изначально пронизано пониманием.

Для достижения своей первой цели Розенкрейцеры надеялись скоординировать disjecta membra (обрывки) человеческого и социального организмов. Общество, утверждали они, имеет тройную структуру, имеющую аналогию с тройной природой человека, который состоит из духа, ума и тела, а общество состоит из церкви, государства и населения. Изуверство церкви, тирания государства и ярость толпы являются тремя убийственными действиями общества во имя разрушения истины, как это описано в масонской легенде о Хираме Абиффе. Результатом попыток Розенкрейцеров избавить массы от такого деспотизма являются, (согласно масонским документам, имеющимся в распоряжении исследователей), нынешние демократии.

О Розенкрейцерах шла молва как о людях, устремленных в самые дальние уголки открывать больницы и облегчать страдания людей. Поэтому в Европе появилось большое количество желающих вступить в Орден, виднейшие ученые того времени домогались доступа в него. Начались поиски загадочного Братства, которые ни к чему не приводили, и уже во второй половине XVII века никто не верил в его существование. Это, конечно, создавало большой простор для шарлатанских проделок разного рода авантюристов, пользовавшихся таинственной репутацией Розенкрейцеров для того, чтобы морочить публику. Время от времени, в разных городах появлялись манифесты, возвещавшие от имени Ордена уничтожение папской власти, обращение в христианство магометан и евреев, вследствие чего за Братством надолго закрепилась слава религиозных реформаторов. Искусно сделанные подделки самих Розенкрейцеров и грубые литературные подражания самозванцев, вероятно, образовали двойную завесу, за которой Орден занимался деятельностью, полностью отличной от целей и принципов, известных широкой публике.

Согласно доступным свидетельствам, Розенкрейцеры были связаны больше взаимным притяжением, нежели законами Ордена. Братья Розы и Креста, как полагают, жили неприметно, работали упорно в различных профессиях и не раскрывали своей принадлежности к Ордену даже своим близким. Усилия многих желающих в проникновении в Орден были очевидно тщетными по той причине, что Розенкрейцеры сами выбирали себе учеников. Придя к согласию относительно кого-либо, кто был, по их мнению, достоин, они обучали его самым таинственным путем. Этот человек никогда и никому не говорил, что ему открывалось на подобных встречах, хотя во многих случаях его последующие сочинения (часто это были люди, связанные с наукой и искусством) показывали новое влияние на его жизнь, которое углубляло его понимание и расширяло интеллект. Некоторые из них в аллегорическом виде представляли в своих сочинениях, что они испытывали в присутствии Братства Розы и Креста. Существовало мнение, что Розенкрейцеры общались в основном через сны и видения, открывая секреты мистической мудрости людям во сне. Будучи проинструктированы, избранные были связаны обязательством хранить секреты Братства, так как время для их обнародования еще не наступило.

Как уже было сказано, Розенкрейцеры являлись продолжателями древней герметической философии, которая, вплоть до Нового времени, передавалась только через посвященных; а ее серьезное исследование началось (главным образом теософами и антропософами) лишь в XIX веке. М.П.Холл, который в 20-х годах нашего века попытался с научной точки зрения разобраться в учении Розенкрейцеров, пришел к выводу, что «достоверная информация о действительных философских убеждениях, политических целях и человеческой деятельности Братства Розы и Креста недоступна. Сегодня, как и в старые времена, тайны Общества сохраняются неприкосновенными по причине их важности, и попытки интерпретации розенкрейцерской философии чаще являются просто спекуляциями. Догадки о подлинной сути священного Ордена – о его эзотерических доктринах – складываются из множества наблюдений и анализа тени, отброшенной обществом, – его эзотерических произведений», хотя и в них Братство публиковало только фрагментарные отчеты о своих принципах деятельности. Однако, продолжает Холл, «имеющиеся диаграммы и чертежи, в которых рассматриваются важнейшие космические принципы, трактуемые с философским пониманием выглядят весьма свежими, по сравнению с ортодоксальной узостью, превалировавшей в те дни».

На сегодняшний день существует несколько взглядов, относительно загадки возникновения и деятельности Братства Розы и Креста. Трудно сказать, какая из версий наиболее достоверна, так как каждая из них является результатом тщательного рассмотрения свидетельств исследователей, которые буквально положили свои жизни, роясь в архивах Герметической мудрости. Заключения, к которым они пришли, явно говорят о том, что сведения о происхождении и ранней деятельности Братства Розы и Креста не могут считаться надежными.

Те, кто принимает версию, изложенную в официальных документах буквально, считают Х.Розенкрейца подлинным основателем Братства, которое, как полагали, было основано в 1400 году. Тот факт, что не было найдено исторических подтверждений этой версии, говорит против нее. Нет никаких свидетельств, что Х.Розенкрейц входил в общение с образованными людьми Испании. Таинственный город Дамкар никогда не был обнаружен, и нет свидетельств, что в Германии было такое место, где лечили необычно много и успешно. Самого Х.Розенкрейца никогда никто не видел, кроме членов его собственного Ордена, и не сохранилось ни одного описания его внешности.

Сами масонские Братья, которые входили в изучение собственной истории, признают факт существования Братства Розы и Креста, но не все из них соглашаются в том, как возник Орден. Одни считают, что он родился в средневековой Европе в результате алхимических поисков. Роберт Макой (Розенкрейцер 33-го посвящения) верит, что истинным основателем Ордена был Иоганн Валентин Андреа. Кроме того, некоторые предполагают, что этот человек реформировал уже существовавшее общество, основанное еще сэром Генри Корнелиусом Агриппой. Перу Андреа относят еще несколько произведений, связанных с этим таинственным Орденом, в частности – «Confessio Fraternitatis».

Имеется много свидетельств о реально существовавшем человеке, германском теологе Андреа. Существующий портрет Андреа выявляет поразительное сходство с портретом Фрэнсиса Бэкона, вопреки разницы в возрасте этих людей. Если Фрэнсис Бэкон, лорд Веруламский, виконт Сент-Олбани позаимствовал имя Шекспира (а этому имеется множество неопровержимых доказательств, хотя официально и непризнанно), он мог бы после ложных похорон его в Англии взять себе имя Андреа. Изображенный на портрете под бюстом Андреа полумесяц весьма важен, поскольку тот же символ появляется на гербе Бэкона (это означает, что он был вторым сыном сэра Николоса Бэкона). Далее, четыре буквы OMDC на рамке внизу справа является простым примером бэконовского шифра. Если буквы перевести в числа, то получится число 33 – нумерологический эквивалент имени Бэкона. Если все эти факты рассмотреть в совокупности, то тайна авторства первых розенкрейцерских манускриптов проясняется.

Представители теософской и антропософской традиции считают, что те, кто пытался разрешить противоречия, связанные с существованием Ордена, не смогли достичь успеха потому, что подходили к этому вопросу с чисто физической или материалистической точки зрения. История Розенкрейцеров, по их мнению, уходит в глубь времен, еще к космическим началам бытия. Своими истоками она имеет древние мистерии, а среди наставников – божественных учителей и великих магов Востока. В то в время как интеллектуал плавает в море противоречащих друг другу теорий, мистик исповедует совсем другой подход: он верит, что истинное Братство Розенкрейцеров, состоящее из «сверхлюдей» (весьма похожих на знаменитых Махатм в Индии), – это институт, существующий не в видимом мире, но в его духовном двойнике, который можно назвать «внутренними плоскостями природы» (Макс Гендель описывал розенкрейцерский Храм как «эфирную структуру», помещенную в обычное окружение европейского сельского дома джентльмена, который был перемещен в конце XIX века в Америку). То есть Братства могут достичь только те, кто способен преодолеть ограниченность материального мира.

Некоторые полагают, что розенкрейцерство явилось результатом первого вторжения буддисткой и браминской культуры в Европу (символ Розы, в этом случае, является стилизацией египетского и индийского цветущего лотоса с тем же самым значением, который имеет этот более древний символ). Наконец, многие считают, что Общество Розы и Креста было основано в Египте во времена мистического первенства этой страны и что оно продолжало Мистерии персов и халдеев. Большинство масонов сходятся на том, что история Христиана Розенкрейца, подобно легенде о Хираме Абиффе, является аллегорией и не должна пониматься буквально. Таким образом, мы видим, что и масонская трактовка происхождения Розенкрейцерства не дает какого-либо четкого представления, а выдвигает лишь гипотезы, которые на сегодняшний день трудно подтвердить или опровергнуть.

Крест и роза

Если скрестить две линии – мужскую вертикальную, которая объединяет верхний и нижний миры, и женскую горизонтальную, которая представляет земную поверхность и водную гладь, то мы получим самую простую картинку, которая только есть в мире.

Перед нами возникает изображение четырехкратия, которое всегда означало материальный мир – вещность. Это наша земля с четырьмя сторонами света, образованная четырьмя стихиями. Еще в дохристианской символике крест был и символом страдания, ведь корень всех бед – реальность мира, с которой приходится считаться.

В византийской и православной русской церкви и их основных сектах стараются, по возможности, не показывать распятого Христа, ведь он указывал нам веселиться и превозмогать муки земных страданий.

В различных видах креста часто можно усмотреть попытку художников еще более явственно представить его как инструмент пыток.

Мистики и фольклорные источники нередко декорируют крест цветами и листьями, трансформируя его таким образом из символа страдания в ствол древа жизни, в олицетворение вечного роста, весны, пасхального воскресения.

[...] Тайна розенкрейцеров лежала, несомненно, в их символе, в разное время изображавшемся по-разному, и в имени их мифического основателя, ведь это слово означает крест, увитый розами.

Нередко это трактовали как намек на мудрость, которую легендарный основатель ордена принес с собой с Востока, как это делали бесчисленные и совсем не мифические трубадуры, рыцари, пилигримы. Некоторые толкователи, которые видят во всех розенкрейцерах адептов алхимии, усматривали в символе намек на тайное искусство ордена делать золото из неблагородных металлов [...] По представлениям древних, а также и более поздник великих астрологов, в частности Агриппы Неттесгейского, роза – цветок богини Венеры и, тем самым, символ самого прекрасного периода в жизни человека, любви, красоты. Роза, в соответствии с мистическими и эротическими представлениями ислама, становится при этом символом космической силы:

Пылает роза как подарок солнца,
А лепестки ее суть маленькие луны.

Как луны обращаются вокруг солнца, купаясь в его лучах, так и любовь притягивает к себе, согласно восточной философии (и эту концепцию с удовольствием переняла средневековая рыцарская поэзия Европы), все животворное. При этом имеется в виду любовь к другому полу, ко всем живым существам, и прежде всего к Богу.

«Замечательная красота розы, ее чарующий запах, весь ее вид превратили цветок в символ счастья и процветания во всех мировых культурах. Роза символизирует и самое прекрасное время дня, поэтому ионический поэт назвал Эос (богиню утренней зари) «розовоперстой». (Фридрайх).

Христианская мистика, да и мистика других предшествовавших ей культур – все они поразительным образом совпадают в почитании розы, будь то народная песня, благочестивое сказание или средневековые картины; Мария, Богоматерь, всегда сидит в розовом саду или в розовых кущах.

Крест в сочетании с пятью лепестками розы становится символом Воскресения и радости.

Если в верхней части креста находятся три розы, а в нижней (только не над поперечиной) еще четыре, – это означает счастливое объединение духовного (небесного, божественного) мира, обозначаемого триадой, с нижним, земным, смертным миром, который обозначается числом четыре.

(Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. «Энциклопедия символов», С. 25, 29−30)

Кватерность, или четверица

Кватерность, или четверица (Quaternity) – образ четырехкратной симметричной структуры, обычно квадрат или круг: психологически этот образ указывает на идею целостности.

«Кватерность следует понимать как некий универсальный архетип. Последний образует логическую основу для любого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырехкратности. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света [...] Везде вы натыкаетесь на четыре стихии, четыре касты (в Индии), четыре пути духовного совершенства и т.п. Точно также существуют и четыре способа психологической ориентации [...] Чтобы сориентироваться, мы должны обладать функцией, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение); далее, другой функцией, устанавливающей что это, – которое нечто – (мышление); третья функция устанавливает, подходит ли нам это нечто или нет, желаем ли мы его для себя или нет (чувство); и, наконец, четвертая функция определяет источник, из которого возникло это нечто и его направление (интуиция). Когда эти действия осуществлены, добавить больше нечего [...] Идеал завершенности или полноты есть круг или сфера, но ее естественное минимальное членение – кватерность.» (C.G. Jung. Colltcted Works. V. 11, p. 246).

«Кватерность, или кватернион, часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов, ее составляющих, занимает отличительное положение и по природе своей несхож с остальными. (К примеру, трое евангелистов по символике выступают как животные, а четвертый, Лука представлен в образе ангела). Этот «четвертый», дополняя трех остальных, делает их чем-то «единым», символизируя целостность. В аналитической психологии очень часто «подчиненная» функция (находящаяся вне сознательного контроля субъекта) представляет «четвертую», и ее интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуации.» (C.G. Jung. Memories, Dreams, Reflections. P. 416).

«Крест, образованный точками четверицы, не менее универсален и кроме всего прочего несет в себе – высшее из возможного – моральное и религиозное значение для западного человека. Аналогично круг, как символ полноты, завершенности и совершенного бытия, – широко распространенное символическое выражение неба, солнца и Бога; он также символизирует изначальный образ человека и души». (C.G. Jung. Colltcted Works. V. 16, p. 405).

«От круга и мотива четверицы следует символ геометрически оформленного кристалла и обработанного камня. Аналогичные образования ведут нас отсюда к городу, крепости, церкви, дому и сосуду. Другой вариант – колесо (rota). Первый мотив подчеркивает удержание эго в рамках большего размера Самости; последний – выделяет вращение, проявляющееся в виде ритуального обхождения (circumambulation). Психологически это означает концентрацию и фиксацию в центре. (C.G. Jung. Colltcted Works. V. 9, p. 352).

Юнг полагал, что спонтанное появление четверичных образов (включая мандалы), как в сознательном контексте, так и в сновидениях и фантазиях, может указывать на способность эго к ассимиляции бессознательного материала. Но они могут быть и частью «магического мышления» в стремлении психического избежать любой опасности дезинтеграции.

(Зеленский В.В. Аналитическая психология. Словарь.)

Опубликовано в журнале «Мост» №5-6/1999.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014