Тренировка взаимопонимания Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Тренировка взаимопонимания

18 ноября 2008 г.

Потерявшие друг друга в незнакомом городе люди встречаются на центральной площади. Преступник оставляет драгоценности на самом видном месте в надежде, что все бросятся на поиски тайников, и лишь видавшие виды детективы находят их там, где искать никому не приходило в голову. Соперники сверлят друг друга глазами – каждый понимает, чего хочет другой, но понимает также и то, что другой понимает это. Вам это знакомо?

Конечно, каждый с таким встречался. Некоторые воспринимают это как мистику. Другие подходят практически. В хорошей команде, группе, рабочем коллективе очень важно взаимопонимание между партнерами на уровне интуиции. «Одним из фундаментальных законов человеческого взаимопонимания является рефлексия – способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и «проигрывать» ситуацию за него», – пишут авторы книги Психотренинг: игры и упражнения. (М.: Физкультура и спорт, 1988) Цзен Н.В. и Пахомов Ю.В. «Умение ставить себя на место соперника или партнера, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки «думать за тебя» и действовать с поправкой на это думанье» – все это необходимо в хорошей команде, начиная со спортивной, заканчивая бизнесом.

Приведенные ниже упражнения взяты из указанной книги и применяются для развития рефлексивных навыков понимания друг друга. Они могут быть использованы как профессиональными психологи во время психотренинга или для выяснения психологического климата в команде, так и просто в группе, нуждающейся в таком понимании – в туристической или спортивной команде, в рабочем или военном коллективе.

1. Гомеостат

...Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами согласовывать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующем такте игры, участники после каждого «выбрасывания» фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.

Помимо своего прямого назначения, «Гомеостат» может быть использован тренером или психологом для выявления взаимоотношений между играющими. Если внимательно понаблюдать за ходом игры, то можно заметить одного или нескольких лидеров в группе, под которых подстраиваются остальные участники. Возможно, группа распадается на несколько группировок, имеющих свои установки на исход игры (например, половина играющих выбрасывает несколько раз подряд по три пальца, в то время как другая – по одному). Не исключено также и появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

2. Стена

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы... чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременный укол указательным пальцем в разделяющую их стенку. Цель – за минимальное количество попыток найти общую точку укола, то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев.

В этом упражнении возможны различные тактики. Обычно партнеры на ощупь ищут друг друга, корректируя точки нанесения уколов в зависимости от того, в каком месте полотна обозначился в предшествующем такте игры палец противника. Но бывает и так, что сообразительные игроки решают задачу с первой же попытки, нанося свои уколы в центр прямоугольной рамы. Это решение напрашивается, поскольку центр – это особенная, единственная в своем роде, точка на полотне. Для того чтобы исключить возможность таких легких побед, хотя они сами по себе не безынтересны, можно несколько изменить условия задачи: дать инструкцию наносить уколы не в любое место внутри рамы, а в одну из нескольких беспорядочно нанесенных на полотно (с обеих сторон и в точности одни против другой) точек.

Опубликовано в журнале «Мост» №5-6/1999.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014