Бегство в болезнь Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Бегство в болезнь

Павел Эрзяйкин

18 ноября 2008 г.

Эрзяйкин Павел Артемович – врач-психотерапевт, член Уральской Ассоциации Психотерапевтов, председатель секции онтопсихологии при УАП. Закончил медицинский институт, психотерапией занимается семь лет, онтопсихологией – пять лет. В 1996 году в соавторстве с А.В.Ларионовым была выпущена книга «Сон и сновидения», посвященная различным исследованиям в области сновидений.

Каждый из читателей может вспомнить вполне определенные моменты в собственной жизни, когда ему хотелось заболеть, – чаще всего мы относим их к детскому периоду своего существования. Мы вспоминаем с улыбкой, как кушали снег, дышали в форточку или просто фантазировали на темы болезни или собственной смерти, для того чтобы решить какую-то проблему, наказать кого-нибудь за нанесенные обиды, добиться прощения или снисхождения к себе, привлечь внимание значимого для нас человека, а – если говорить по существу – выиграть у жизни вот таким, мягко говоря, странным путем. В свей практической работе психотерапевта я ежедневно встречаюсь с подобным механизмом получения выигрыша, и всегда меня интересуют ответы на три вопроса, которые я хочу предложить и хронически или часто болеющим читателям: 1) в чем заключается этот выигрыш? 2) а выигрыш ли это? 3) есть ли другие способы решения проблем без помощи заболевания или инвалидизации?

Антонио Менегетти (род. в 1936 г.) – профессор теологии, социологии, философии, психологии, академик Международной Академии Информатики. В 1970 г. организовал Ассоциацию онтопсихологии, президентом которой является в настоящее время. Автор более 30 книг по широкому спектру вопросов, от клинической психологии до творчества. Онтопсихология представляет собой особое направление в психологии и психотерапии, и опирается в философском плане на концепции Парменида, Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, а в психологическом плане на синтез психоанализа З.Фрейда и А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга и гуманистической психологии А.Маслоу, Р.Мея, К.Роджерса.

Онтопсихология («онто» – бытие, «психо» – душа, «логия» – наука) в терминологическом смысле означает изучение способа проявления и индивидуализации бытия в психике человека, то есть: каким образом в данном конкретном человеке и в его индивидуальной жизни проявляется то динамичное, бесконечно обновляющееся, неповторимое, радостное, здоровое, целостное, уникальное, то, что является жизненным принципом, тем, чем наделила его Природа («Природа» = «бытие» в данном тексте). Природа – это все что рождает, что детерминировано, что развивается из действия жизни, и это действие всегда творческое; в нем не существует программы на уничтожение, иначе не было бы самой природы.

Онтопсихология имеет собственный критерий (основу для суждения), который получил название In se (сущность в себе); в человеке он внешне обнаруживает себя как здоровье (биологическое, психологическое, социальное благополучие). Такой человек соответствует своей внутренней сущности (In se). Чем дальше индивид отдаляется от себя самого, от своего природного принципа, собственного жизненного проекта существования (не путать с кармой или судьбой, являющимися специфическим продуктом наличия и активной работы комплексов, т.е. продуктом фиксации и неэффективного способа адаптации), тем больше он страдает и тяжелее болеет.

Например, когда вы употребляете в пищу то, что необходимо, полезно, и, следовательно, соответствует природе вашего организма, он функционирует нормально, но если вы начинаете употреблять то, что не свойственно вашему организму, он немедленно сигнализирует вам об этом болью, началом болезни. Любая болезнь есть следствие патологического прошлого человека (принятые решения, несвойственные действия или поступки, которые ему не нужны либо направлены против человека в угоду сомнительных идеалов и ценностей). Следовательно, сам человек является автором идеи, генеральным конструктором и основным пользователем разрушительного механизма, получившего название болезнь, а патологические микроорганизмы – лишь помощники неэффективного способа решения проблем.

Больной человек – герой нашего времени. Защита больного способа существования лежит в основе политики и законодательства государства, а также в принципах и структуре организации медицинской помощи и способах ее оказания. Часто сталкиваешься с парадоксом, в основе которого лежит не заинтересованность в излечивании, а заинтересованность в лечении. Медицинская наука, ее институты и кафедры разрабатывают комплексные методы, подходы и способы лечения (схемы, этапы и т.д.), но большинство болезней переходят в хронические. Часто болеть в нашем государстве получается более выгодно, чем быть здоровым, потому что таким способом можно стать центром внимания и заботы со стороны сослуживцев и близких, получить оправдание, отсрочку или прощение. Болезнь становится стереотипом (общепринятой ценностью) поведения, инфантильным способом защиты и адаптации.

Еще один аспект. Больной человек – это субъект, испытывающий потребность, то есть тот, который сам нуждается и поэтому не способен давать. К большому сожалению, среди медиков достаточно часто встречаются больные люди, в том числе и хронически больные. Но ведь мы можем дать (в данном случае здоровье) только тогда, когда сами имеем, и знаем, как этого достичь. Возникает вопрос, как мы можем дать здоровье другим, если сами неспособны вылечить себя?

Поэтому те болезни, которые не удается вылечить традиционными медицинскими методами, пытающимися найти «ключ» к излечению болезни исключительно в патогенезе (тем самым все более углубляясь в болезнь), зачастую поддаются альтернативным подходам. В последних человек рассматривается как единство действия (а не набор отдельных органов), в единстве взаимодействия со средой существования, а болезнь с точки зрения ее психогенеза.

Онтопсихология имеет свою оригинальную методологию, разработанную на базе критерия In se, которая делает анализ экзистенциальной ситуации абсолютно точным, быстрым и предусматривает два типа психотерапии.

Во-первых, лечебную, помогающую в случаях психосоматического и патологического характера. В этих случаях «излечимость» или «неизлечимость» зависит только от принятия или, соответственно, неприятия больным человеком его собственных принципов здорового существования.

И, во-вторых, аутентифицирующую, предназначенную для субъектов, которые уже преодолели общую патологию и стремятся познать собственную характерную психическую типологию и идеологическую структуру (фиксированность на стереотипах) с целью реализации своего изначального потенциала (In se). Эта психотерапия предназначена для тех, кто хочет стать Мастером собственной жизни, ибо функциональность способа существования данного конкретного человека является основным ориентиром в его жизни.

Онтопсихолог не учитель и не мудрец. Он рациональный профессионал, овладевший специфической техникой отделения всего наносного и привнесенного от того, что истинно и изначально. В частности, он умеет выделять составные части человеческой личности с помощью точного анализа снов, которые являются фактом нашего существования и одной из форм психической деятельности человека. Онтопсихолог всего лишь точно анализирует психические процессы, и человек, подвергшийся анализу, имеет возможность в этом убедиться практически.

Онтопсихология является практической наукой, способной решить проблемы как отдельного человека (болезни, неудовлетворенность, экзистенциальный кризис), так и проблемы сообществ людей (социальная патология, общественные институты, политика).

Опубликовано в журнале «Мост» №5-6/1999.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014