Единство и борьба противоположностей – условие существования аспектов Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Единство и борьба противоположностей – условие существования аспектов

Ирина Недзвецкая

18 ноября 2008 г.

Противоположными будем считать аспекты одного класса разной вертности: логика экстравертированная и логика интровертированная, ощущения экстравертированные и ощущения интровертированные, то же самое этика и интуиция.

Единство противоположных аспектов заключается в единстве их сверхзадачи, а борьба – в средствах решения ее; можно сказать, что у противоположных аспектов единство стратегии и борьба тактики.

Рассмотрим сверхзадачи и средства их решения:

сверхзадача ощущений – обретение Мира
S – все ощущения
F – владеть всем (конечные цели аспектов)

логики – познание Мира
L – постижение всех истин
P – объективная информация обо всем

интуиции – просвещение Мира
T – прозрение, провидение всего.
I – открыть все тайны.

этики – примирение Мира
R – связь со всем миром.
E – настроение мира.

Конечная цель интровертированных ощущений – вобрать в себя все ощущения мира, все потрогать, все попробовать, все вкусить, объять необъятное и через эти ощущения осознать себя и обрести мир.

Для экстравертированных ощущений конечная цель – стать властелином мира, владеть всем, влиять на все, подчинить себе все, что возможно, через этот волевой заряд от приобретенного мира – осознать себя.

Интровертированная логика постоянно находится в постижении истин. Для нее важно каждый новый факт сопоставить с уже существующими понятиями, сверить со своими убеждениями, классифицировать, уложить в сознании в соответствии с истиной, познавая мир.

Конечная цель экстравертированной логики – собрать весь фактический материал. Опираясь на факты (объективную информацию), установить первопричину всему, и через этот анализ осознать себя и познать мир.

Для интровертированной интуиции конечная цель – осознать себя через ход времен, выйти в вечность, пронзить эпохи, прозреть мир, все предвидеть и обо всем предупредить, просвещая мир.

Экстравертированная интуиция хочет проникнуть во все тайны существующего мира. Ее конечная цель – просветить насквозь, разобрать все существующие ситуации, сделать массу открытий, научиться самой и научить других. Проливая свет на все, осознать себя и просвещенный мир.

Интровертированная этика стремиться прочувствовать все на свете, стремиться к всеобщему сочувствию, к миру во всем мире. Конечная цель – связь со всем миром, как возможность иметь полную гамму чувств, пристрастий, через которые она осознает себя и примиряет все вокруг.

Для экстравертированной этики характерно переживание обо всем, что ее окружает. Она стремиться осознать себя через объем впечатлений, увлечений, интересов. Волнуясь за всех вокруг, она хочет всеобщей радости – миролюбивого настроения. Достигая своей цели – настроение мира, экстравертированная этика настраивается на мирный лад, примиряясь со всем, что окружает.

Стратегически противоположные аспекты сходятся в решении сверхзадачи, а тактически имеют разные промежуточные цели (пределы в аспекте), свои конечные цели и используют некоторые известные методы и приемы борьбы, например:

атака:
S – отбивает желание
F – портит аппетит
L – искажает факты
P – нарушает порядок
T – сбивает с пути
I – разрушает гармонию
R – гасит радость
E – разрывает отношения

защита:
S – перекрывает кислород
F – осаживает
L – ставит дистанцию
P – прикрывается фактами
T – тянет время
I – не вникает в суть
R – холодность
E – невозмутимость

Атака – это прямое воздействие на противника, используя его же средства. Защита осуществляется своими средствами, т.е. средствами самого аспекта.

захват (агрессия):
S – пространства (разгул)
F – цели (влияние)
L – положения (превосходство)
P – процесса (активность)
T – времени (пунктуальность)
I – направления (ведение)
R – внимания (обольщение)
E – интереса (увлечение)

выпад:
S – зажим
F – удар
L – поза
P – укор
T – пауза
I – подозрение
R – неприязнь
E – возмущение

уход – неожиданная реакция:
S – выскальзывание
F – увертывание
L – безответность
P – бездействие
T – прерывание
I – поворот
R – отстраненность
E – незаинтересованность

обводка – обман противника
S – уловка
F – обсчет
L – перестановка
P – подтасовка
T – нечаянность
I – путаница
R – лицемерие
E – розыгрыш

прессинг – уплотнение воздействия:
S – притеснение
F – нападки
L – главенство
P – всезнайство
T – нагнетание
I – раскапывание
R – разжигание страстей
E – возбуждение

переживание поражения, как невозможность захвата или взятия:
S – пространства – теснота
F – цели – бессилие
L – положения– униженность
P – процесса – апатия
T – времени – опоздание
I – направления – непроходимость
R – внимания – отверженность
E – интереса – безуспешность

Мы рассмотрели некоторые приемы борьбы, используемые аспектами для преодоления препятствий на пути к своей цели. А теперь рассмотрим источники противоречий аспектов, в том числе и внутри нас.

Для достижения какой-либо цели F нужна большая концентрация сил, что, в свою очередь, ведет к большим нагрузкам и перенапряжению, и с точки зрения S к потере здоровья, что тактически для нее неприемлемо. С другой стороны для S захват пространства дает возможность свободно дышать – есть где разгуляться, расслабиться, а для F расслабленность – синоним размобилизованности, чего она не может допустить.

Для того, чтобы установить причину того или иного явления, P нужно знать очевидные факты и не допускать никаких суждений (субъективной информации), искажающих объективную картину. Для постижения истины L необходимо все внимание сконцентрировать на своем понимании явления и найти ответ в самом себе, в своих представлениях о мире, а не использовать чужую информацию, которая с точки зрения P является объективной.

Для выхода в вечность T нужно уйти от реально существующей ситуации со всеми ее проблемами, оторваться от действительности, которая дает, с ее точки зрения, только сиюминутное решение (недальновидность), в то время как для I, чтобы правильно разобрать ситуацию, выйти из положения, открыть тайну, нужно как можно глубже погрузиться в существующие проблемы, в содержание ситуации, иначе выводы будут обтекаемы, непонятно о чем, и выход не будет найден.

Чтобы иметь прочные связи – узы, постоянный мир и вечную любовь, нужно, считает R, попуститься своими интересами, развлечениями, мелкими радостями, а сосредоточить свое внимание на человеке, который с тобой рядом, – своеобразное самоотречение.

Ничто не делает нас более несчастными, чем угнетенность собственными страстями. Привязанности, с точки зрения E, лишают человека возможности жить своими интересами, увлечениями, жить постоянно в радости и в конечном итоге не приносят счастья.

Из этого простого примера видна принципиальная разница в тактических подходах противоположных аспектов. Каждый из аспектов вынужден идти своим путем, мало того, у аспекта есть потребность защищать свой путь и игнорировать достоинства противоположного. В лекциях Е.Шепетько этот момент очень хорошо виден при описании свойств функций в типе, а проявляется это через «стратегию борьбы» (1 ф.) и «игнорирования» (8 ф.), аспекты в которых противоположны.

В этих же лекциях описан «блок места» 1 и 8 функции, который максимально ориентирован на право перед социумом «взять свое» (занять свое место – свойство блока) по присутствующим в нем аспектам. Стратегически это свойство можно рассматривать, как сверхзадачу. Но не надо понимать так, что только в этих функциях выполняется изучаемое нами условие, просто в них оно яснее осознается.

Рассмотрим, как возникает компромисс противоположных аспектов – основа для их единства, и почему промежуточные цели перерастают в конечные, и ставится сверхзадача.

Для того, чтобы что-то потрогать, попробовать, ощутить, нужно это «что-то» взять, а оно не всегда «плохо лежит», т.е. для решения этой насущной задачи часто приходиться применять силу, добывая для себя блага. Для S компромисс достигается с помощью простой уловки (в случае своего типа это самообман) – «закрыть глаза» на сопротивление и взять, как ни в чем не бывало.

В лекциях Е.Шепетько описано интересное свойство 8 функции – «дезорганизация». Если учесть, что в 1 ф. и в 8 ф. всегда противоположные аспекты, то решение сверхзадачи происходит в том числе и через дезорганизацию окружающих.

В единицу времени сознание в аспекте предельно, т.е. для S оно ограничено «благополучием», после которого нужда проходит и промежуточная цель достигается, но в следующий момент времени появляется новая необходимость в ощущениях. Этот процесс бесконечен. Ограничением для него будет ощущение всего благоприобретенного, что есть в вещественном мире. Достижение этого предела и есть конечная цель, осознаваемая, но не решаемая при жизни сверхзадача, которая названа автором «обретение мира».

Для F, приобретающей все новые и новые объекты, в число которых входят и люди, желание ощутить власть становиться всепоглощающим. Для компромисса с «ненасытностью» F прибегает к своему обходному маневру – обсчету (в том числе и самого себя). Выглядит это, как «прибеднение», например.

Добившись очередной цели, получив «результат» (предел в F) и ощутив волевой импульс – показатель владения, в следующий момент времени формирует новое желание и снова мобилизуется на взятие цели. Пределом этого бесконечного процесса будет ощущение от всего приобретенного в мире, т.е. перед F стоит та же сверхзадача, что и перед S.

Стремясь постичь все истины, L вынуждена постоянно сравнивать свое представление о мире с «чужой» информацией (объективной – принадлежащей объекту). Зачастую факты расходятся с собственным представлением, оказываются бесспорными, и с ними приходиться соглашаться, идти на компромисс. А достигается это простой хитростью – перестановкой формулировок в своем сознании, появлением другого мнения.

Интерпретация, как формулирование истины, в конечный момент времени предельна, и ограничена она «вкладом», т.е. таким положением слов, когда эта формулировка укладывается в сознании в соответствии с собственными представлениями. Другими словами, занимает свое место в собственном сознании или сознании окружающих (попытка вложить истину в чужое сознании проявляется через убеждение). Процесс постижения истин бесконечен, так как, вложив очередное знание, L снова встает перед новым суждением, которое требует своего подтверждения в объективном мире. Закончится он, когда все суждения будут уложены в полном соответствии с существующими знаниями и мир окажется познанным.

Узнавая и анализируя факты окружающей действительности, P стремится собрать как можно больше знаний, которые в конечном итоге необходимо как-то упорядочить. Существующие или придуманные системы не всегда вмещают в себя собранные факты. В данном случае компромисс достигается через подтасовку фактов.

Обоснование – анализ факта, поступка, действия своего или окружающих имеет свой предел, названный «причина». Установив одну причину, P видит следующий факт, который снова подвергается анализу, и так бесконечно, пока все собранные и проанализированные факты не образуют систему знаний, или выстроятся в какой-либо порядок и мир будет познан.

Попадая в прошлое или оказываясь в будущем, T стремится там найти выход из создавшейся в данный момент времени ситуации, потому что только он отвечает стремлению аспекта к «долговечности», так назван предел в T. Более того, оказываясь в будущем, T видит там проблемы, которые еще не существуют в реальной действительности и о которых она стремиться предупредить, предугадывая события. Найдя выход или решив проблему, T вновь оказывается перед выбором, перед новой проблемой, в новой запутанной ситуации, свет на которую может пролить только вечность. И это будет продолжаться, пока весь мир не будет просвещен (предупрежден).

Что касается компромисса с экстравертированной интуицией, а заключается он в признании наличия реальных проблем, запутанных ситуаций, «темных пятен», то достигается он через представления ситуации не как тенденции (в случае I – своеобразной неизбежности), а как нечаянности или неожиданности (обман и самообман).

Стремясь решить все проблемы мира, открыть все тайны, понять, что чем закончится, I вынуждена признать продолжение, а вместе с ним и бесконечность и вечность. Компромисс достигается через создание несуществующих проблем, через внесение сумятицы, запутывания, как основание для продолжения самой себя.

Разбирая очередную ситуацию, проблему, раскрывая тайну, I стремится докопаться до самых глубин, до дна, решить ситуации до конца – окончательно и бесповоротно. Предел экстравертированной интуиции, «завершенность», в конкретный момент времени ее устраивает, но дальше возникают новые повороты, проблемы, возникает новая ситуация, требующая своих выводов, новые тайны, требующие раскрытия. И так до тех пор, пока весь мир не будет разобран, раскрыт и просвечен насквозь, пока не наступит вселенская проницательность, которая раскроет любую тайну, и мир будет просвещен.

Прилагая все силы для налаживания и упрочнения связей, R понимает, что, захватив однажды внимание, нужно чем-то его удерживать. Чтобы связь была крепкой, нужно слиться с объектом воедино и жить всем тем, чем живет он, в том числе и его интересами. При помощи лицемерия – обмана, что тебя тянет к чему-либо или к кому-либо, R относится к различным увлечениям, делая вид, что ей интересно.

Достигнув прочности (предел интровертированной этики) связи, R отмечает новый объект притяжения и так до тех пор, пока все связи не будут прочными, Мир не будет взаимосвязан и упрочнен. Прочный мир в примиренном ею Мире.

Увлекаясь и увлекая за собой, E понимает, что она добилась, чего хотела, через успех, как эмоциональную меру впечатления. Успех – предел экстравертированной этики. Пережив успех, E стремится к новым впечатлениям, к новым радостям, увлекаясь всем водоворотом жизни. Переживая все впечатления, экстравертированная этика настроена, как приемник, на волны Мира. Получая успех у всего Мира, радуясь за него и вместе с ним, связывается и смиряется с Миром, становясь самой добротой.

Желая быть приемником Мира, E признает, что без связи с ним невозможен никакой прием. Необходимо, чтобы Мир знал твою волну, чтобы твой приемник притягивал его внимание. И вот, этот «приемник» посылает любовные позывные, играя на чувствах Мира, а попросту – разыгрывая его. Так достигается компромисс с интровертированной этикой.

Мы рассмотрели условие «единства и борьбы», как условие существования противоположных аспектов. В статье не было акцентировано внимание на развитие самосознания аспекта, но в заключении хочется отметить, что данное условие является необходимым для перехода от простого сознания к сложному, от предельного к безграничному.

Опубликовано в дайджесте №1 журнала «Мост».

Ключевые слова: аспекты


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014