«Архетип социалистического общежития» Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

«Архетип социалистического общежития»

Семен Коробков

18 ноября 2008 г.

В один прекрасный день я прибирался в квартире и наткнулся на бабушкины открытки 1959 года – «Художник РСФСР» и «Боевой карандаш», идеологическая накачка которых меня заинтересовала и послужила поводом для размышлений...

Плакатное зовущее начало, побуждение к действию, высмеивание, порицание, нравоучение, острота, насущность... Совмещение карикатуры, стиха и педагогических комментариев через эмоциональное и смысловое воздействие дает мощное закрепление в бессознательном (личном и коллективном) четкой программы-модели поведения в социалистическом обществе. Если серьезно заниматься изучением подобного творчества, можно пронаблюдать динамичный процесс трансформации различных этическо-нравственных и моральных норм поведения – в данном временном отрезке.

В свое время Эрих Фромм, анализируя абсолютную и относительную этику Спинозы, назвал ее на современный лад: «социально-имманентная этика» и «универсальная этика». Под «универсальной этикой» он имел в виду нормы поведения, цель которых – рост и развитие человека («Люби ближнего своего как самого себя!», «Не убий!»). Великие культуры сходятся в понимании того, что требуется для самосовершенствования человека. А под «социально-имманентной этикой» подразумеваются те нормы, которые содержат запрещения и требования, необходимые для бесперебойного функционирования и сохранения конкретного общества. Это беспрекословное подчинение законам, обеспечивающее определенный способ производства и образ жизни.

Трудолюбие, уважение, скромность, мужество, инициатива, терпение, взаимопомощь, бережливость – эти качества могут быть поставлены в список высочайших добродетелей. Воздействуя на сознание людей, социальная группа формирует структуру «они хотят делать то, что от них требуется при существующих условиях». Господствующая в данной культуре идеология стремится отрицать наличие противоречий. Нравственные нормы якобы обладают одинаковой ценностью для всех членов общества, вытекают из потребностей самого человеческого существования.

Кстати, в подобной этической классификации можно узреть аналогию с этическими системами Лефевра (см. статью М.Н.Абрамзона).

В одной из лекций К.Г.Юнг говорил: «Творческий процесс, насколько мы вообще имеем возможность за ним проследить, заключается в бессознательном оживлении архетипа до завершения произведения. Оформление элементарного образа в определенной степени – перевод на язык современности, благодаря чему каждый может найти подход к глубинным источникам жизни, которые иначе были бы утеряны. Социальная значимость искусства – трудиться над духом времени, переводя наверх те образы, которых последнему недостает».

Эти открытки ярко отражают «архетип социалистического общежития». Моя попытка показать этот архетип в психосоциологическом восприятии культивирует почву для дальнейшего обмена мнениями, информацией, чувствами по вышеописанному поводу.

 

 

Нашей молодежи необходимо трудовое воспитание.

От наук он изнемог,
Этот папенькин сынок,
И залег на аттестате
Отдыхать, как на кровати...
В этом деле, скажем кстати,
Он, увы, не одинок...

 

Некоторые выпускники вузов уклоняются от работы на периферии.

 

Уважение к педагогам и воспитателям – долг каждого ученика.

По наукам шел бойким маршем,
В физкультуре – не отставал,
Но предмет «Уважение к старшим»
Он всегда на двойку сдавал!

 

Осудим нарушителей правил социалистического общежития!

Для этой неприглядной пары,
Как видно, узок тротуар,
А значит, нужно тротуары
Очистить от подобных пар.

 

У некоторых людей стремление модно одеваться приобретает уродливую форму.

Они прошли по зоопарку
И насмешили обезьян.
Когда есть в голове изъян,
Его не скрыть, одевшись ярко.

Опубликовано в журнале «Мост» №3-4/1997.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014