Соционическая модель Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Соционическая модель

Иванов К.

18 ноября 2008 г.

Прежде чем коснуться соционической модели, мы слегка углубимся в историю соционики. Надеемся, что это ответит на многие вопросы, возникающие у мало знакомых с этой наукой людей.

Основы типологии К.-Г. Юнга

В противоположность психосексуализму, аналитическая психология Юнга вторгается в область всей психической жизни не как тесно сомкнутая колонна, пытающаяся вобрать всю эту жизнь в одно кольцо, а как широко развернутая армия, разделенная на много отрядов, с различных сторон охватывающая психическую область, но, конечно, подчиненных одному намерению (саморегулированию психики как энергетического феномена).
(Э.Метнер, предисловие к русскому изданию «Психологических типов» К.Г.Юнга, 1929 г.)
Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), один из пионеров психоанализа, основатель аналитической психологии, разработал систему классификации характера человека, которую изложил в работе «Психологические типы». Позволим себе привести цитату из его предисловия к 7-му швейцарскому изданию (с.25):

«Критики обычно впадают в ошибку, полагая, что сами типы явились, так сказать, плодом свободного воображения и были насильственно «навязаны» эмпирическому материалу. Перед лицом такого предположения я должен подчеркнуть, что моя типологоия является результатом многолетнего практического опыта – опыта, который остается совершенно закрытым для академического психолога. Я, прежде всего, врач и практикующий психотерапевт, и все мои психологические формулировки основаны на опыте тяжелой каждодневной профессиональной работы. Поэтому то, что я должен был сказать в данной книге, было стократно проверено, – слово за словом, – практическим лечением больных и изначально было от них и получено. Естественно, этот медицинский опыт доступен и постигаем лишь теми, кто профессионально нацелен на лечение психических осложнений. Так что я не вижу никакой вины для непрофессионала, если некоторые из моих рассуждений покажутся странными или он подумает, что моя типология является продуктом идиллически безмятежных часов, проведенных уединенно в кабинете».

Однако работа, основанная на обобщении опытного материала, была замечательна тем, что рассматривала не болезненные или патологические случаи (что составляло основную задачу психиатрии того времени), а «норму» человеческого поведения.

Юнг выделил два типа установки сознания: экстравертированную (E) и интровертированную (I).

Деятельность экстраверта, как правило, полностью направлена на объект и определяется этим объектом. В объекте он видит преобладающую ценность. Его жизненная энергия почти вся направлена в сторону объекта. Экстраверты производят впечатление активных, деятельных (иногда экспансивных) людей. Все сознание экстраверта «глядит» наружу, так как главный управляющий сигнал приходит к нему извне. Он собирает факты, прогнозирует ход событий, отмечает внешний вид объекта, хорошо разбирается в эмоциях, как в инструменте общения между людьми.

В противоположность экстраверту интроверт ориентируется главным образом на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Поступки интроверта не зависят впрямую от внешних воздействий; они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Внимание интроверта направленно на внутренний мир человека, его чувства, ощущения, состояние, систему мировоззрения. Чаще всего интроверты – тихие, малоэмоциональные люди, практически незаметные в большой компании.

Вместе с тем Юнг выделил в сознании человека четыре функции и, как следствие, четыре типа людей, у каждого из которых соответствующая функция является преобладающей. Добавляя два типа установки сознания (вертность), мы, вслед за Юнгом, получаем восемь психологических типов.

Какие же функции выделил Юнг?

Ощущения (S). Функция наших органов чувств. Ощущение говорит, что нечто ЕСТЬ: оно не говорит, ЧТО есть это нечто, оно вообще не говорит об этом ничего, кроме как то, что оно есть.

Мышление (T). Под мышлением надо понимать мышление в обычном смысле этого слова. Мышление в своей простейшей форме сообщает нам о том, ЧТО есть данная вещь. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, поскольку мышление означает восприятие и суждение.

Чувство (F). Благодаря тональности чувства мы узнаем о ЦЕННОСТИ вещи. Например, чувство может показать, нравится вам данная вещь или нет. Иначе говоря, оно показывает, чего эта вещь для вас СТОИТ.

Интуиция (N). Функция времени, определяющая что БЫЛО или что БУДЕТ с данной вещью. Можно также назвать это чутьем, а Юнг характеризует ее как «функцию, с помощью которой можно видеть то, что происходит «за углом».

Юнг разделил функции на две группы: мышление-чувство и ощущения-интуиция. Вторая группа отвечает за непосредственный контакт с внешним миром (пространство-время), тогда как функции первой группы присущи только человеческому миру, являясь признаком несколько «дистанционированного» отношения к объектам внешнего мира, в связи с чем Юнг назвал мышление и чувство рациональными (J), а ощущения и интуицию иррациональными (P) функциями.

Латинские буквы используются в англоязычных работах на данную тему для обозначения психологических типов. Ниже приводятся оригинальные названия и их буквальный перевод:

Extraverted (экстравертный)
Sensing (ощущающий)
Thinking (думающий)
Juding (судящий)
Introverted (интровертный)
iNtuitive (интуитивный)
Feeling (чувствующий)
Percieving (воспринимающий)

На мой взгляд, название альтернативы «судящий-воспринимающий» (или в литературном переводе «решающий-воспринимающий» – даже в большей степени) конкретней и точнее, чем соционическое «рациональный-иррациональный».

Разделение людей на типы вызвано тем, что у человека все четыре функции не могут быть одинаково хорошо развитыми, как не может психически здоровый человек одновременно направлять вектор внимания в окружающий мир событий и во внутренний мир переживаний (т.е. быть одновременно экстравертом и интровертом). Всегда у человека имеется одна ведущая, сильная функция в ущерб остальным. Если, например, у человека блестяще развито мышление, то о его чувствах подобного не скажешь – обычно там полный беспорядок. Невозможно делать два дела одновременно, так как одно мешает другому.

Схематически это можно изобразить как скрещение функций (см. рис.). В центре находится эго (Э) с присущей ему энергией, это – энергия воли. В случае мыслительного типа воля может быть направлена в сторону мышления (T). Подчиненную функцию – чувство (F) – помещаем с противоположной стороны. Это проистекает из того факта, что, думая, мы должны исключить всякие отвлекающие чувства, и наоборот – чувства исключают мышление. В противном случае мы получим отрицательный результат: например, нерешенную логическую задачу или испорченные человеческие отношения.

То же самое происходит в случае с парой ощущение (S) – интуиция (N). Невозможно воспринимать реальный мир в данный момент времени и одновременно «заглядывать «за угол», находясь где угодно, только не здесь и не сейчас.

Основы соционики Аушры Аугустинавичюте

В 70-х годах литовский экономист Аушра Аугустинавичюте разработала теорию информационного обмена, взяв за основу идеи Юнга о структуре психики человека. Всё её деление на типы определялось, каким качественно принципиальным образом человек общается с окружающим миром и как человек воспринимает поступающую от этого мира информацию, причем «информация» понимается довольно широко: все, что воспринимает человек. Человек делит информацию из окружающего мира на определенные составные части или аспекты. И каждый тип личности про некоторые из этих аспектов получает очень дифференцированную и очень хорошо осознаваемую информацию, а информацию про другие аспекты воспринимает недифференцированно, в сжатом виде. Несомненно, существует связь между информационными аспектами и психическими функциями, которые Аушра Аугустинавичюте назвала элементами информационного метаболизма (ИМ), использовав термин польского психиатра А. Кемпинского.

В основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его информационного метаболизма. Это нарушение есть ни что иное как только недополучение нужных сигналов-раздражителей от людей c дополняющими психиками и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими – от людей, контакт с которыми затруднен потому, что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают малопонятным и неприемлемым способом.

Аушра дала немного другие названия юнговским функциям: вместо мышления –логика, вместо чувства – этика, вместо ощущения – сенсорика. (1. Надо отметить, что Аушра заменяла слово «эмоции» на «этику», а Юнг говорил о «чувстве». Он принципиально различал «чувства», как функцию, и «эмоции», которые он относил к состояниям человека, характеризующихся физиологическим возбуждением. Видимо, Аушра пользовалась несколько неточно переведенными работами Юнга. 2. Аушра считала, что у Юнга вместо «ощущения» была «сенсорика», и она оставила название функции. Причина, скорее всего, та же.)

Изменилось также их число: каждая функция была разделена на экстравертированный и интровертированный аспект, таким образом стало восемь аспектов. Следующая поправка, которую внесла Аушра, – сдвоение названий. На самом деле характер человека определяется не одной, а двумя функциями. Например, тот же логический тип, у которого вторая функция – сенсорика, отличается деятельной практичностью. Логик с интуицией более стратег, чем тактик, склонен к теориям, философствованию, строительству того, что называют «воздушными замками».

Сами аспекты мы подробно рассмотрели в прошлом номере. Перечислим их:

Экстравертированные:
P логика (черная логика, экстралогика);
I интуиция (черная интуиция, экстраинтуиция);
E этика (черная этика, экстраэтика);
F сенсорика (черная сенсорика, экстрасенсорика).

Интровертированные:
L логика (белая логика, интрологика);
T интуиция (белая интуиция, интроинтуиция);
R этика (белая этика, интроэтика);
S сенсорика (белая сенсорика, интросенсорика).

Все восемь элементов ИМ находятся в психике каждого индивида. Каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки информации. Но, как было сказано выше, человек неодинаково хорошо воспринимает информацию по аспектам. В сложных, требующих интеллектуальных усилий ситуациях люди склонны доверять только одной паре элементов, которые определяют тип ИМ.

Это связано, по нашим сведениям, с врожденными свойствами полушарий мозга. Во-первых, одно полушарие мозга обрабатывает информацию о движущихся объектах, другое – о статичных. Будет ли правое полушарие статичным, а левое – динамичным, или наоборот – заложено в генотипе человека. Во-вторых, одно из двух полушарий является доминирующим. Пока нет точных доказательств, является ли свойство доминанты врожденным. Многие соционики считают, что оно формируется в раннем возрасте, до развития речи. Зато точно известно, что у экстравертов доминирует правое полушарие, а у интровертов – левое. Таким образом, у нас имеются четыре изначальных варианта, на основе которых и формируется тип.

Соционическая модель

Аушра разработала модель графического описания типа, согласно которой в человеческой психике имеется восемь «каналов связи», характеризуемых тем, как они принимают и выдают информацию той функции, которая присутствует в этом канале. У каждого типа есть восемь каналов, в каждом находится своя функция. Отличие типов заключается в расположении функций по каналам.

Общепринято каналы нумеруют от первого до восьмого, также используют оригинальные названия и, опять-таки, называют функциями.

1 канал. Ведущий. Здесь находится самая сильная функция типа. По этой функции Юнг определял тип человека (мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный). Цвет функции соответствует вертности типа, также тип и функция совпадают по признаку рациональность-иррациональность. Наиболее дифференцированная и адекватная функция. Ее основная проблема – в диктаторстве: ее невозможно ограничить. Даже если человек захочет воспользоваться другой функцией, ведущая все равно будет присутствовать, подмешиваясь к ней, стараясь обратить на себя внимание. Самостоятельная функция. Не терпит давления, умеет защищаться. Способна противопоставляться мнениям и ценностям окружающих, уверена в собственном восприятии и оценках. Консервативна, стремится к устойчивости и стабильности.

2 канал. Творческий. Дополнительная к ведущей, немногим менее слабая. Более подвижная и мобильная. Легче, чем первая переживает неудачи. Ее легко сбить с толку, но она также легко выкручивается. Контактна, непосредственна, балансирует между собственной уверенностью и стремлением принять другую точку зрения.

3 канал. Болевой. Ахиллесова пята типа. Неповоротливая, неадекватная функция, наименее адаптированная к окружающему миру. Обидчива, капризна. На крохотные неприятности создается непропорционально большая реакция. Не уверена в себе, легко сбить с толку. Сосредоточие запретов и комплексов. Не любит разговаривать на темы своего пространства, кроме случая узкого круга близких людей. Характерно ощущение стыда, легкая шоковая реакция на намеки, упреки и двусмысленности. Сознание стремится уйти из этой функции вообще.

4 канал. Нормативный (Ролевой). Проявляется при провоцировании, контакте. Не стремится к противопоставлению, к навязыванию; восприимчива к навязыванию извне. Ориентируется на то, что предлагают другие. Содержит малоосмысленные положения, унаследованные от воспитателей. У нее несколько запаздывающая реакция – включается не сразу, а через некоторый отрезок времени. Старается быть адекватной, удобно вписываться в ситуацию. Сдержана, боится задеть окружающих, стремится к тактичности. Однако если кто-то превышает норму (на ее взгляд), может «поставить на место».

5 канал. Суггестивный. Антипод Первой функции: если сознание хочет сосредоточиться там, то должно отключиться здесь. Ценности функции совершенно невостребованы, даже непонятно, что с ними делать. Отношение к Пятой характеризует психологическое здоровье типа. Влияние окружающих здесь намного существеннее влияния самого на себя. Инфантильность, скопление несообразных представлений, впечатлений и мусора. Готовность воспринимать большой поток без оценки и дифференциации. Этакие уши, которые с удовольствием воспринимают любую лапшу.

6 канал. Накопления. Настоятельная потребность в накоплении позитивной информации. Проявление внимания сюда очень важно, человек покупается на комплименты по 6, заботу и все приятное, что делают ему окружающие (другое название функции – «Покупная»). Она сильно влияет на подсознательный мир. Если не хватает впечатлений, появляется психологическая неустойчивость. Вторая болевая: если здесь хорошо, то и везде хорошо. Если здесь не хватает приятных впечатлений, происходит психологический сбой: человек нервничает, злится, печалится, обвиняет в своих неприятностях других. Инстинктивно он предвидит собственную подобную реакцию, поэтому заранее старается обеспечить функцию хорошими впечатлениями. Это потребительская функция – без зазрения совести наполняет себя, не особо считаясь с окружающими. Для нее страшен голод, который выражается в некоторой жадности. Если человек культурен, то старается прикрыть и подавить ее, но прорывы все равно происходят из-за архаичности функции. С другой стороны, здесь человек может обладать неслыханным терпением, так как главное для 6 – внутреннее состояние, и если субъективно функция удовлетворена, то она вытерпит все.

7 канал. Пристройка. На этой функции можно поймать внимание человека – он разворачивается в ту сторону, откуда идет импульс на 7. Суггестивна в определенной мере: мягкое давление в виде озабоченности обращает ее внимание и призывает к помощи. Жесткое же давление вызывает защиту и сопротивление. По этой функции у человека повышенное самомнение, он стремится показать себя, но, в основном, перед собой: перед другими стыдно. Наполнена различными архаичными представлениями, стереотипами, коллективными ценностями, неоткорректированным и неупорядоченным потоком сознания. Сознание не отключается в 7, поэтому 7 чувствует собственную архаичность и стремится к дифференциации. Склонна к защите обиженного – если на кого-то во время разговора приходятся отрицательные импульсы по пространству 7 функции.

8 канал. Игнорирование. Несмотря на название, игнорируется лишь у акцентуированных типов. У выраженных она – функция Сдерживания. Тип в общении с окружающими старается сдерживать себя и их, чтобы не придавалось большого значения сфере 8. В каких-то рамках он может здесь общаться, но едва собеседник переходит границу, старается чего-то добиться, со стороны типа идет торможение и неприятие. Тоже много стереотипов, большой поток по этой функции приводит к неуверенности. Здесь нельзя много хотеть, необходимо себя сдерживать. Если мотив происходит лишь из 8 функции, человек ощущает неправильность, искусственность. Здесь легко сбить с толку отрицательной оценкой. Но при желании он может разобраться сам, однако такое желание возникает не часто – сознание редко опускается в эту функцию. По 8 тип подчеркнуто незаинтересован, в связи с обесцененностью плохо разбирается.

Функции не располагаются произвольным образом по этим каналам, а подчиняются определенным правилам.
1 канал. Функция этого канала была описана выше. Определяется тип по Юнгу, совпадают вертность и пара «рациональность-иррациональность».
2 канал. Функция, дающая второе слово в названии типа. Вертность и рациональность – противоположны функции первого канала.
3 канал. Вертность и рациональность – как у второй, сопряженная по признаку рациональности.
4 канал. Вертность и рациональность – как у первой, сопряженная по признаку рациональности.
5 канал. Вертность противоположна четвертой.
6 канал. Вертность противоположна третьей.
7 канал. Вертность противоположна второй.
8 канал. Вертность противоположна первой.

Обычно для обозначения типа используют только первую и вторую функции (Ведущий блок), остальные функции восстанавливаются по приведенным выше правилам.

Математика говорит нам о том, что имеется только 16 вариантов расположения функций по каналам, с учетом ограничений, накладываемых правилами. Таким образом в соционике получается 16 типов, а не 8, которые были в типологии Юнга.

Существуют различные графические модели. Некоторые из них мы приводим на рисунке.

Опубликовано в журнале «Мост» №3-4/1997.

Ключевые слова: модель А


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014