Витаматика, или Алгоритмы нашей жизни Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Витаматика, или Алгоритмы нашей жизни

Соколова З.И., Абрамзон М.Н.

18 ноября 2008 г.

З.И.Соколова − зав. лабораторией компьютерного обеспечения образовательного процесса, М.Н.Абрамзон − программист лаборатории компьютерного обеспечения образовательного процесса, к.т.н.

Имеется в виду не жизнь как природный феномен, изучаемый биологией, а обычная человеческая жизнь с ее повседневными трудностями, заботами и проблемами. Каждому из нас приходится то и дело попадать в неприятные для нас, тяжелые, а иногда и опасные ситуации, из которых не так легко найти выход.

Как защититься от нападения преступника? Как избежать ограбления или обмана? Как пережить смерть близкого человека? Что делать, если поссорился с другом? ...если начальник на тебя кричит? ...если не складываются отношения в семье? ...если тебе опостылела твоя работа? ...если ты или кто-то из твоих близких серьезно заболел? ...если тебя окружают жестокие и бессердечные люди?

Насколько интересней, осмысленней и счастливей могла бы стать наша жизнь, умей мы отвечать на подобные вопросы! Но нет двух одинаковых людей, как и двух одинаковых ситуаций. Поэтому общих ответов, пригодных на все случаи жизни, быть просто не может. Однако можно предложить общий МЕТОД, способный помочь находить или конструировать такие ответы для каждой конкретной Ситуации. Этот метод – АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД ко всем Проблемам, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

ЧЕМ ХОРОШИ АЛГОРИТМЫ?

Чем они принципиально отличаются от просто рецептов, инструкций и т.п., однозначно предписывающих, что и как надо делать?

Ничем не отличаются. Но этим и хороши. Если известен алгоритм решения некой задачи, то ее в состоянии решить ЛЮБОЙ, точно следуя этому алгоритму. Важно при этом, что процесс решения даже очень сложных, задач зачастую может быть описан сравнительно простыми алгоритмами. Это возможно благодаря тому, что алгоритм может предусматривать: повторение произвольной последовательности действий до достижения некоторого результата (цикл), выбор одного из нескольких вариантов решения или действия (условный переход или ветвление), использование в качестве отдельных шагов других алгоритмов (модульность) или даже самого основного алгоритма (рекурсия).

Кроме того, эффективность использования алгоритмов для решения наших житейских проблем определяется следующими обстоятельствами:

1. Человеческая психика и все взаимодействия людей имеют информационную природу. Поэтому информационно-алгоритмический подход к ним представляется наиболее адекватным.

2. Само поведение людей в основе своей алгоритмично. Многие из алгоритмов человеческого поведения коренятся глубоко в биологической природе людей, другие сформировались в процессе возникновения ритуализованных форм поведения, взаимного приспособления людей как источников и приемников информации (К.Лоренц). Мы постоянно пользуемся алгоритмами в своей повседневной жизни, сами того не замечая (подобно пресловутому герою Мольера, не знавшему, что он говорит прозой). И лишь сталкиваясь с ситуацией, для которой не годятся известные нам алгоритмы, мы осознаем ее как Проблему. То есть проблема для нас лишь в том, чтобы знать алгоритмы решения наших Проблем и уметь их использовать.

3. В кибернетике, психологии и других науках разработаны эффективные алгоритмы: распознавания ситуаций, сбора и обработки информации, оптимизации, разрешения конфликтов и др. Многие из этих алгоритмов могут быть сформулированы в такой форме, что каждый сможет их понять и непосредственно применять для решения своих житейских Проблем. Другие алгоритмы более сложны, но также могут использоваться в аналогичных целях в форме экспертных систем, тренажеров, обучающих игр и других компьютерных программ.

Итак, можно поставить задачу целенаправленного использования достижений теоретической и прикладной информатики (алгоритмов и компьютерных программ) для помощи людям в решении их ЛИЧНЫХ Проблем. Это направление, которое можно было бы назвать ВИТАМАТИКОЙ, отличается от других применений информационных технологий своей направленностью на ЖИТЕЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ людей – не в роли ученых, инженеров, бухгалтеров и т.п., а в качестве ПРОСТО ЛЮДЕЙ.

Насколько важным бывает понимание и сознательное использование алгоритмов поведения, видно хотя бы в случае «экспедиционного бешенства», описанном К.Лоренцем как пример накопления агрессии в замкнутой группе людей. «Выход, который в конце концов находит Понимающий, состоит в том, что он тихонько выходит из барака (палатки, хижины) и разбивает что-нибудь: не слишком дорогое, но чтобы разлетелось на куски с наибольшим возможным шумом. <...> А Непонимающий убивает-таки своего друга – и нередко!» Конечно, не всегда речь идет о жизни и смерти, но и в более безобидных ситуациях Понимающий будет иметь преимущество перед Непонимающим.

И здесь очень уместно обсудить

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИТАМАТИКИ

Не собирается ли она алгоритмизировать всю нашу жизнь, превратить нас в роботов?

Конечно, нет. Витаматика всего лишь предлагает нам средства решения наших Проблем, которые Вы можете использовать по Вашему усмотрению или не использовать вовсе. Пожалуйста, раздражайтесь, злитесь, давайте волю эмоциям, но как раз в этом случае Вы и будете действовать как робот, причем довольно примитивный, следующий жесткой программе (скажем, программе агрессии). Решайте сами, что для Вас лучше и что более достойно человека: быть рабом инстинктов (т.е. врожденных алгоритмов поведения) или, понимая их, уметь подчинить собственной воле и своим интересам?

Но не приведет ли понимание и использование алгоритмов поведения к манипулированию одних людей другими?

Опасение законное, но очень запоздалое. Уже давным-давно одни люди манипулируют другими: политики – избирателями, мошенники – излишне доверчивыми, и т.д. Так хотите и дальше оставаться объектом манипуляций? Или, с помощью витаматики, сами попытаетесь стать Понимающим?

И все же вопрос остается: не могут ли некоторые алгоритмы, предложенные витаматикой, быть использованы во вред людям, как это бывает с другими достижениями цивилизации?

К счастью, витаматика сама в какой-то мере страхует нас от этой опасности, давая нам знание основных алгоритмов нашего поведения. Особый интерес с этой точки зрения представляют два алгоритма:

АЛГОРИТМ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА, который проявляется не только в инстинкте самосохранения, но и в любви, в родительских чувствах, а также в специфически человеческой потребности ДУХОВНОГО БЕССМЕРТИЯ – в стремлении реализовать себя как личность, оставить свой след в жизни людей. Удовлетворение потребности жизни и духовного бессмертия суть Необходимое Условие удовлетворения всех остальных наших потребностей, существования общества и развития Культуры. Поэтому сознательное следование Алгоритму Продолжения Рода, подчинение ему всех остальных алгоритмов нашего поведения – в интересах каждого о человека.

АЛГОРИТМ САМОЗАЩИТЫ, предписывающий отражать любую угрозу нашему «Я», если невозможно ее избежать. При высокой степени угрозы этот алгоритм, присущий КАЖДОМУ человеку, запускает АЛГОРИТМ УНИЧТОЖЕНИЯ ИСТОЧНИКА НАПАДЕНИЯ. Таким– образом, ущемляя права других людей, мы неизбежно вызываем с их стороны ОТВЕТНЫЙ УДАР против нас. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в таких понятиях, как Карма, Историческая Справедливость, Воздаяние За Грехи и т.п. Во многих случаях, однако, Ответный Удар действует подобно оружию массового поражения, т.е. не на отдельного индивида, а на целую социальную группу, в наибольшей степени угнетающую другие слои общества. И тогда происходят Революции и вспыхивают Войны, в которых также торжествует Историческая Справедливость, но, так сказать, «статистически», слепо, не особенно различая правых и виноватых.

Избежать разрушительных проявлений Алгоритма Самозащиты можно лишь одним способом: встроив во все алгоритмы собственного поведения проверку условия: «Не приношу ли я ущерб другим людям? Не ущемляю ли их интересы?» Сознательное следование этому правилу – «Не вреди ближнему своему!» – лучшая защита от Ответных Ударов агрессии со стороны Социума. И тех, кого еще не убедили в этом Иегова, Будда, Христос и Аллах – может быть, убедят современные и вполне рациональные аргументы витаматики?

Конечно, эти соображения лишь показывают, что витаматика не должна повредить людям, но еще ничего не говорят о том, как она может им помочь. Но прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны, хотя бы кратко, рассмотреть

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИТАМАТИКИ

Прежде всего сформулируем два условия, необходимых (но не достаточных!) для того, чтобы Проблема, с которой Вы столкнулись, оказалась для Вас АЛГОРИТМИЧЕСКИ РАЗРЕШИМОЙ.

ПЕРВОЕ. Вы сами должны ХОТЕТЬ ее решить. Это условие может показаться тривиальным, но оно выполняется отнюдь не всегда. Часто человек, который жалуется на свою тяжелую жизнь, на самом деле вовсе не хочет ничего в ней менять, так как стремится сохранить свою глобальную жизненную Установку Неудачника. Такому человеку витаматика может помочь лишь одним: открыть ему глаза на то, что его главная Проблема – нежелание что-то менять в своей жизни. А остальное зависит уже от него.

ВТОРОЕ. Следует СТРЕМИТЬСЯ НЕ С ИДЕАЛЬНОМУ, А К ОПТИМАЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ. Идеальных Решений вообще не бывает, а Оптимальное (лучшее из возможных в данной ситуации) может Вас не устроить, так как слишком отличается от идеала, к которому Вы стремитесь. Главное здесь – отключить АЛГОРИТМ ДИСКРЕТИЗАЦИИ, предписывающий Вам действовать по принципу «Все или ничего». Если Вы можете получить хоть какой-то выигрыш, хоть на йоту продвинуться в решении Вашей Проблемы – не пренебрегайте этой возможностью! Появятся другие возможности – продвинетесь дальше. Важно идти, а не стоять на месте.

Это условие можно сформулировав и в другой форме: НЕТ БЕЗВЫХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ. В любой ситуации у Вас есть Выбор – хотя бы между плохим и очень плохим. И этот Выбор надо делать, а не уходить с т него. Надо понять, что ОПТИМАЛЬНЫМ МОЖЕТ БЫТЬ И ПЛОХОЕ РЕШЕНИЕ, если все прочие – еще хуже. Если Вы это поняли – Вы поняли главное.

Человек, прежде всего, имеет дело с КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИЕЙ, которая включает факторы среды, непосредственно угрожающие его ЦЕННОСТЯМ (жизни, здоровью, благополучию близких, осуществлению намеченных планов и т.п.). Например, в случае вооруженного ограбления на улице Конкретная Проблемная Ситуация включает в себя грабителей, их количество, физическую силу и вооружение, наличие других людей, способных прийти на помощь, и пр.

Но Конкретная Проблемная Ситуации представляет собой лишь часть ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ, которая характеризует все факторы, предопределяющие вероятность возникновения и особенности Конкретной Проблемной Ситуации. Поэтому «Я» человека, (т.е. сознание и воля, управляющие его оценками и действиями), может, запустив АЛГОРИТМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, учесть ЗАРАНЕЕ эти факторы (скажем, приняв во внимание острую криминогенную ситуацию, вернуться домой засветло, или пойти по более оживленным улицам, или взять средства самозащиты) и тем самым ПРЕДОТВРАТИТЬ наступление Конкретной Проблемной Ситуации или, хотя бы, сделать ее, так сказать, «менее проблемной», т.е. снизить степень угрозы и облегчить ее преодоление.

Если все же угроза «прорвалась» из Общей в Конкретную Проблемную Ситуацию, надо запускать АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ (оценки ситуации) и, по его результатам, АЛГОРИТМ ОПТИМИЗАЦИИ, чтобы свести к минимуму свои потери. Какое решение окажется оптимальным – заранее сказать нельзя. В нашем примере это может быть бегство, крик о помощи, подчинение, требованиям преступников (отдать кошелек, чтобы сохранить жизнь) либо активное сопротивление. Все зависит от соотношения сил и иных сопутствующих обстоятельств.

Но, допустим, человек в результате понес некий ущерб (скажем, лишился кошелька), т.е. Проблема «прорвалась внутрь», в мир его Ценностей, и проявляется теперь в переживаниях по поводу своей утраты. Но его «Я» способно воздвигнуть третий «рубеж обороны», включив АЛГОРИТМ АДАПТАЦИИ. Можно предложить несколько таких алгоритмов: например, переключить внимание на другие Проблемы, поддающиеся решению (что поможет забыть о потере), изменить некоторые из своих оценок («ведь это – всего лишь кошелек!»), или, наконец, «вытолкнуть проблему наружу» в Конкретную Проблемную Ситуацию (заявить в милицию о потере кошелька – «может быть, найдут и вернут», или занять деньги у знакомых).

Но и Алгоритм Адаптации может не сработать, и тогда Проблема «прорывается» в суверенные пределы человеческого «Я» в форме навязчивых тяжелых переживаний, мрачных мыслей и т.п.

Однако дело еще не проиграно, ибо «Я» может запустить АЛГОРИТМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, спросив себя: «Почему я, собственно, так переживаю поэтому поводу? Может быть, причина – вовсе не в кошельке, а в пережитом унижении, в ударе по моему самолюбию? Не должен ли ясам в чем-то измениться, переосмыслить свое отношение к миру, к людям, к самому себе, наконец?» Здесь также есть возможность «вытолкнуть» проблему – на уровень Ценностей (произвести их более глубокую переоценку) или даже на уровень Конкретной Проблемной Ситуации (обратиться за советом к психотерапевту).

На этом последнем рубеже на помощь «Я» приходит «Сверх-Я» (З.Фрейд), воплощающее наиболее глубокие моральные переживания, «нравственный императив», те взгляды и ценности, которые составляют саму суть данной личности. «Сверх-Я» в основном формируется в раннем детстве и практически не может измениться в течение жизни. И если «Я» терпит поражение, то под ударом оказывается «Сверх-Я», что чревато возникновением психических заболеваний (а иногда и физических недугов или попыток свести счеты с жизнью) и полным поражением человека в жизненной борьбе, его духовной смертью. Сознательное использование Алгоритмов Самосовершенствования способно предотвратить такой исход.

Таким образом, можно предложить некий ОБЩИЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ, состоящий из четырех основных шагов:
1. Прогноз
2. Оптимизация
3. Адаптация
4. Самосовершенствование

На каждом шаге надо стараться по возможности решить Проблему, и только если это не удалось, переходить к следующему шагу. Этот же алгоритм может применяться (рекурсивно) к каждому из шагов. Скажем, Оптимизация на уровне Конкретной Проблемной Ситуации может включать и Прогноз (краткосрочный) для оценки различных альтернатив, и собственно Оптимизацию, и Адаптацию к непредвиденному развитию событий, и Самосовершенствование – для мобилизации собственных духовных и физических резервов.

Этот алгоритм можно выразить следующим стихотворением:

Жизни ход вперед прогнозируй.
Что возможно – оптимизируй.
Не выходит – приноровись.
Не умеешь – сам изменись.
А не хочешь – запомни впредь:
В жизни главное – захотеть!
Сможешь к лучшему измениться –
Проще будет приноровиться,
Что-то с ходу оптимизировать,
Поумнеть, и впредь – прогнозировать,
Чтоб себя успеть воплотить,
Жить любя, и смерть победить!

Выучите это стихотворение (хотя бы первые четыре строчки) и попробуйте следовать ему всякий раз, когда сталкиваетесь с той или иной Проблемой (а лучше, согласно 1-й строке – еще до того, как с ней столкнулись). И вскоре сами увидите, насколько легче Вам станет справляться с превратностями судьбы. И это – даже без конкретных алгоритмов, о которых мы еще не говорили!

А ведь

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВИТАМАТИКИ

как раз и заключается в систематизации уже известных и в разработке новых алгоритмов решения Проблем, с которыми люди сталкиваются в различных жизненных ситуациях, в обосновании этих алгоритмов, проверке их эффективности и определении условий применимости, в представлении их в форме, пригодной для практического применения (точных и понятных описаний либо общедоступных компьютерных программ), в обучении людей использованию таких алгоритмов в их повседневной жизни.

Многие простые и эффективные алгоритмы давно уже известны и постоянно используются людьми и даже животными. Один из них – АЛГОРИТМ «ПРОБ И ОШИБОК», который заключается в ненаправленном изменении поведения до тех пор, пока не будет найдено поведение, которое приведет к решению Проблемы. Этот алгоритм является универсальным механизмом адаптации организма к среде (У.Р.Эшби) при условии, что «ошибки» не ведут к фатальным последствиям (гибели организма). Заметим, что человек, который не знает, как решить его Проблему, но ХОЧЕТ ее решить, обычно использует этот алгоритм и, при достаточном терпении и некотором везении, в конце концов находит ее решение.

Другой весьма распространенный алгоритм – АЛГОРИТМ ИМИТАЦИИ (подражания другим людям), который обеспечивает преемственность в развитии нашей культуры, играет ведущую роль в обучении и социализации каждого человека.

Активно используются людьми и АЛГОРИТМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ (классификации предметов, людей, ситуаций и пр.). Однако в межличностных отношениях люди часто применяют алгоритмы в наиболее примитивной форме АЛГОРИТМОВ ДИСКРЕТИЗАЦИИ, работающих по двоичному принципу: «друг-враг», «свой-чужой» и т.п.

Скольких недоразумений и конфликтов можно было бы избежать только за счет использования более совершенных Алгоритмов Распознавания!

Этологами описаны многие алгоритмы поведения животных, обслуживающие их врожденные инстинкты (К.Лоренц). В измененной форме все эти алгоритмы используются и людьми (к их числу, в частности, относятся АЛГОРИТМ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА и АЛГОРИТМ САМОЗАЩИТЫ, о которых мы уже говорили). Проблема состоит в уточнении условий их применимости, при которых они будут служить нам во благо, а не во вред.

Известны и доказали свою эффективность АЛГОРИТМЫ ПАРТНЕРСКОГО ОБЩЕНИЯ, помогающие устанавливать и поддерживать взаимовыгодные партнерские и дружеские отношения с другими людьми (Д.Карнеги).

Очень важно, чтобы люди активно использовали цивилизованные АЛГОРИТМЫ ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ (судебные процедуры, например), поскольку это страхует общество от разрушительных последствий врожденного Алгоритма Самозащиты, о которых мы говорили.

Конечно, существуют и множатся проблемы, для которых известные алгоритмы не годятся – нужно разрабатывать новые. Это требует привлечения и переосмысления информации из самых разных областей – психологии, медицины, социологии, кибернетики, техники, экономики, права и т.д. По существу, эта работа еще и не начиналась.

А как обстоит дело с обучением людей применению уже известных алгоритмов? Кое-что делается. Проводится, например, множество психологических семинаров, школ, тренингов и т.п. Конечно, часть из них (какая – сказать трудно) организуется шарлатанами и дельцами. Но в целом польза от таких занятий, видимо, есть.

А «всенародная любовь» к примитивным телесериалам – это ведь тоже своеобразный способ обучения алгоритмам поведения и общения, демонстрируемым с телеэкрана!

Вообще природа многих наших Проблем такова, что алгоритмы их решения В ПРИНЦИПЕ не могут быть освоены только по книгам. Нужен тренинг, организация которого бывает дорогим удовольствием. Однако такой ключевой момент почти всех алгоритмов, как ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ о собственном поведении, вполне может быть отработан с помощью персонального компьютера. Для этого надо разработать специальное программное обеспечение – скажем, компьютерные банки проблемных ситуаций, экспертные системы, тренажеры общения, а также компьютерные игры, которые учили бы не только преследованию и стрельбе, но и другим алгоритмам поведения, более полезным в жизни.

Сформулируем теперь некоторые

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по ее развитию. Чтобы дать толчок развитию витаматики, вовсе не требуются огромные капитальные затраты. Вполне достаточно небольшой Творческой Группы (ТГ), которая могла бы быть создана на базе Лаборатории Компьютерного Обеспечения Образовательного Процесса (ЛКООП) Профессионально-Педагогического Колледжа (ППК) с привлечением необходимых специалистов из других организаций.

За счет использования знаний специалистов по информатике, педагогике, психологии и т.д. и коллективного жизненного опыта всех ее участников такая Творческая Группа сможет начать СИСТЕМАТИЗАЦИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И АЛГОРИТМОВ ПОВЕДЕНИЯ в этих ситуациях. Прежде всего – в тех, с которыми, скорее всего, столкнутся студенты ППК как будущие педагоги.

Имеющийся в ЛКООП задел (программы «ПРОРОК», «МЕSSА», «SОСIUМ» и др.) позволит также проводить КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ различных алгоритмов поведения с целью исследования их эффективности и проверки теоретических представлений, и вести РАЗРАБОТКУ НОВЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ АЛГОРИТМОВ ПОВЕДЕНИЯ.

В дальнейшем Творческая Группа сможет за счет продажи разработанного ею программного обеспечения ОКУПИТЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ на ее финансирование и привлечь к своей работе более широкий круг специалистов, что позволит ей РАСШИРИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ВИТАМАТИКИ.

Впрочем, можно предвидеть появление к тому времени других организаций, работающих в этой области и конкурирующих друг с другом. Однако лучшие шансы на победу в конкурентной борьбе имеет тот, кто начинает. И потому -

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ!

Давайте сделаем все возможное, чтобы как можно больше проблем, отравляющих наше существование, перестали быть Проблемами, так как нам известны и доступны алгоритмы их решения. Может быть, тогда в нашей жизни станет чуть-чуть больше Радости и Добра. И тогда, возможно, многие из нас смогут, наконец, всерьез задуматься над Проблемой, в решении которой мы не вправе довериться никаким алгоритмам: «Кто мы такие и зачем пришли в этот мир?»

Опубликовано в журнале «Мост» №2/1996.


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014