Дом, который построил... Уральская школа соционики
Уральская школа соционики

Дом, который построил...

Анна Ларина

18 ноября 2008 г.

Господа соционики бьются над созданием надежного теста, позволяющего точно типировать человека. Известно, что это не так-то просто. Проблемы, господа, проблемы...

Славный индикатор Майерс-Бриггс, говорят, все никак не могут подогнать под нашу российскую действительность. Просто перевести на русский недостаточно – это всякий нормальный психолог знает. Каждая нация имеет свои особенности – семантические, психологические, социальные. Поэтому после перевода каждый тест проходит долгие этапы подгонки и проверки на валидность в психолабораториях. Так и с индикатором Майерс-Бригсс. О коем, кстати, ходят слухи, что и он не безупречен. Однако у американцев за плечами двадцать лет работы, обширная база данных, а мы еще три года назад и не подозревали, что у них, оказывается, «своя» «соционика» есть. Гордились, что хоть где-то мы «впереди планеты всей». Впрочем, что вы еще хотели? Среди социоников множество непрофессионалов. Это, мне кажется, лишь следствие достоинств соционики, то есть простоты и возможности служить ясной системой последовательного самосовершенствования. Господа соционики, простите за резкость, но не пора ли подучиться? Это не только мое мнение. Замечено, что после двух-трех лет занятий соционикой часть людей разочаровывается, понимая, что не так все просто. Другие же все глубже влезают в психологию, штудируют Юнга, Фрейда и Адлера, и затем пошло-поехало. Благо психологических колледжей и гуманитарных университетов развелось немало – есть, где «повысить квалификацию». Да здравствует ликбез, прости Господи! Между прочим, чем больше учишься, тем больше понимаешь, насколько мало ты знаешь, так что если вы встретите человека, который мнит, что он все знает, позавидуйте ему – он еще не знает, насколько же мало он знает.

Но это все лирические отступления, а речь о тестах.

И о том, в частности, что в соционике они не действуют с гарантией. Бах! – и мимо лба. Потому, что редкий человек воспринимает себя адекватно. Он отвечает на вопросы согласно тому, что он о себе думает, а не тому, чем на самом деле является. Только опыт и долгая работа могут позволить соционику определиться, к какому же типу личности принадлежит человек. Вот и бьются господа соционики тщетно над тестами, в надежде поставить типирование на широкую ногу.

Так что я тоже приложила свои скромные старания. Хочу поделиться опытом – вдруг поможет.

Началось все с инстинктивной моей любви к накоплению фактов и стандартного теста «Нарисуйте дом». Сперва я, можно сказать, просто развлекалась – просила нарисовать дом человека, в определенности типа которого совершенно уверена, на обороте писала «Гюго», например, или «Роб». Но когда четвертый Гексли нарисовал мне вместо дома крепость без окон и дверей, мой нос учуял небольшое открытие. А поскольку я есть жалкий непрофессионал, эмигрант из страны Эзотерики в Соединенные Штаты Психологии, то и карты в руки более компетентным людям. Смотрите, сравнивайте, мотайте на ус.

1А. Гексли, 19 лет.

1В. Гексли, 22 года.

1С. Гексли, 25 лет.

Вот перед вами крепостные стены ИЭЭ (Гекслей) (рис. 1). Страстное нежелание допустить до своей глубинной сути кого-нибудь из посторонних бросается в глаза. И дело не в сказочнике-ребенке, ведь здесь нет ни вычурности, ни фривольности. По моему мнению, чем более непроницаемую крепость рисует ИЭЭ, тем острее и больнее он переживает давящие комплексы болевой. Лично я никогда не думала, что такие контактные и умные люди, как Гексли, могут так замыкаться в себе.

2А. Джек, 25 лет.

2В. Джек, 19 лет.

2В. Джек, 21 год.

2С. Джек, 19 лет.

А это – нагромождения ЛИЭ (Джеков) (рис. 2). К сожалению, за неимением места в журнале невозможно показать каждый лист целиком, но уверяю вас, почти все ЛИЭ рисуют свой дом в центре листа, изредка – в центре вверху. Я допускаю, что это следствие их стремления сбалансировать объективное мышление (P в 1 ф.) и внутренний мир мечтаний и грез (Tво 2). Также было замечено, что ЛИЭ, еще мало выразившие себя социально, рисуют дом типа 2А, а нашедшие свое выражение в любимой профессии и делающие успехи на этом поприще – 2В.

Причем несколько раз бывало, что тестируемый бросал рисунок 2А со словами «Мне не нравится» и «фигня какая!», и рисовал 2В. Отдельные же индивиды джековского племени не поскупились размахнуться на высотные дома типа 2С. Замечу, что у таких ярко выраженное юношеское самомнение.

3. Дюма, 20 лет.

А вот перед вами типичный «дюмский» (СЭИ) дом (рис. 3). Обратите внимание на полное владение окружающим пространством, выраженное в заполненности рисунка и несущее множество нюансов и указаний на интровертированную сенсорику. В качества иллюстрации хочу заметить, что, по словам тестируемого, дым из трубы вовсе не из печи, а лишь следствие того, что в избушке «наркоманский притон», и дверь на задворки там нараспашку, иначе все задохнутся, а «велик у сарая, чтоб в деревню за анашой гонять».

Теперь перейдем к «бальзаковским» (ИЛИ) откровениям. Здесь тоже есть заполненность пространства рисунка, но, в отличие от СЭИ, это пространство несет на себе некую белоинтуитивную нагрузку. Большинство «бальзаковских» рисунков объединено тенями. ИЛИ настолько четко представляют себе время и гармонию, что для них нет мира без теней, и все вокруг окружено флером вечности и мистики.

4А. Бальзак, 19 лет.

4В. Бальзак, 21 год.

4С. Бальзак, 50 лет.

Посмотрите на 4А. Тестируемая пояснила, что затемнения под фундаментом дома – древние захоронения основателей рода.

4В. Тестируемый присовокупил к рисунку целую легенду о сатане-строителе, который на «слабо» построил церковь, и лишь по ее тени люди поняли, что на куполе вовсе не крест блестит, а сидит ястреб.

Иногда может показаться, особенно глядя на раздвоенные крыши 4С, что ИЛИ вечно на грани шизофрении. Однако это далеко не так. Просто – разница восприятий.

5А. Штирлиц, 23 года.

5В. Штирлиц, 25 лет.

5С. Штирлиц, 20 лет.

Или вот еще – вычурно-захватывающий дом Штирлица (ЛСЭ) (рис. 5А), и его более скромные собратья (5В, С). Бросается в глаза объединяющее их всех некое кокетство, которое, как мне кажется, идет с экстравертированной интуиции (I) в блоке Самомнения (6-7 ф). Как и у Дюм, наблюдается белосенсорное владение пространством.

6. Робеспьер, 55 лет.

Дом ЛИИ (Робеспьера) (рис. 6). Несмотря на грандиозную колючую проволоку, отгораживающую его от мира, из трубы идет густой дым, указывая на сопереживание и внутреннее напряжение.

Пока никаких других обобщений сделать не могу – слишком мало материала. Очень хотелось бы получить ваши «дома», при условии, что вы совершенно точно уверены в своем типе и определяли его не сами, и не по тестам.

7. Гюго, 34 года.

В заключение – примечательная «избушка» ЭСЭ (Гюго), нарисованная в состоянии давящей болевой (то есть крайней спешки) (рис. 7). Экспрессивное рисование сопровождалось комментариями типа: «Это когти... когти... А тут у нас цветочки... ромашки! ромашки! и тут... ромашки! нет, тут колокольчики!» и т.п. В конце сего действа она отстранилась и с внезапным озарением молвила: «Рисунок шизофреника». После чего убежала с громкими криками «Опаздываю!»

И я тоже не смею более задерживать ваше внимание и удаляюсь.

Рисуйте на здоровье!

Описание теста

«Дом» – один из самых популярных и распространенных проективных тестов. Анализ такого теста весьма сложен, поскольку не поддается жесткой формализации и в большой степени зависит от опыта и творческого подхода исследователя. Здесь приводятся расшифровки различных символов рисунка от простого к сложному. Глубоко профессиональные толкования мы не даем по вполне понятным причинам: Само собой, по приводимым нами данным трудно выдать какое-то определенное заключение по тесту, поскольку профессиональный консультант ставит диагноз лишь после сопоставления всех результатов, полученных при анализе рисунка, и дополненных данными других тестов и бесед. Однако даже в таком варианте он поможет вам открыть в себе много неизвестного, причем не только для других, но и для вас самих.

Итак, нарисуйте дом!

Такой, какой сразу приходит в голову при слове «дом».

Рисуйте, как умеете, не напрягаясь и не красуясь. Не имеет значение ваше умение рисовать, главное – какой дом.

Интерпретация теста

Городской дом

Многоэтажное здание типичной городской постройки («коробка»). Наиболее вероятно, что Вам свойственны следующие особенности: сухость, замкнутость, склонность сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми Вы не собираетесь делиться с другими.

Замок

Нечто средневековое, помпезное, с башенками, завитушечками и т. п. В Вас живет ребенок-фантазер, который разрешает Вам быть человеком легкомысленным, мечтать, творить, используя своё яркое воображение. Его голос часто заглушает внутренний голос «взрослого», замечающего требования реальности, и «родителя», который только иногда безнадёжно напоминает о Ваших обязанностях.

Просторный сельский дом

Коттедж, изба-пятистенка и т. п. Если Вы не состоите в браке, то скорее всего такой рисунок говорит о потребности создать семью и растить детей (проверьте на знакомых, собирающихся пожениться). В противоположном случае – это явная необходимость в расширении жилплощади.

При этом неприступная железная ограда вокруг дома подчеркивает потребность в безопасности, которая хронически не удовлетворяется, или Вашу замкнутость, нежелание общаться с большинством окружающих.

«Живая изгородь», напротив, свидетельствует о доверии к другим. Сравните свой рисунок с тем, что получилось у ваших знакомых: чем забор или изгородь ниже относительно высоты дома, тем выше у этого человека склонность к общению.

Небольшой низкий дом

Вам необходимо расслабиться и отдохнуть. Например, срочно взять отпуск. И постарайтесь избавиться от привычки все время вспоминать о прошлом. Вы же сами видите, что это не доставляет Вам удовольствия. Зачем вносить в сегодняшние возможности и проблемы свои прошлые огорчения? Не лучше ли жить в настоящем и добиваться успеха?

Детали

1. ОКНА. Их размер относительно дома говорит об открытости, доверии, радушии, дружелюбии. Маленькие окна, особенно с решётками, ставнями, позволяют предположить трудности в самореализации и самоутверждении; авторитарное воспитание, подавляющее личность, в результате которого человек не умеет ни давать, ни принимать что-либо от других, проявляет скрытность, жадность и т.д.

2. ДВЕРИ. Расположение посреди фасада свидетельствует о приветливости и гостеприимстве, доходящем до чрезмерного великодушия, легкомысленности и непредсказуемости в поступках, стремление удивить своей коммуникабельностью (если они закрывают почти весь фасад). Открытая дверь подчеркивает общительность, а закрытая – замкнутость автора, особенно если нарисован замок внушительных размеров. Её расположение сбоку выказывает нежелание идти на контакт или трудности в общении. Отсутствие дверей – трудности при стремлении душевного раскрытия перед другими, особенно в домашнем кругу.

3. КРЫЛЬЦО. Признак уверенности «хозяина» в себе и его великодушия.

4. ТРУБА. Её отсутствие на рисунке – признак бесчувственности автора к окружающим, неумения сопереживать. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое по своему результату, но иное по содержанию внутренней жизни: не отсутствие способности чувствовать боль другого, а её угасание, торможение, ожесточение души в результате ряда разочарований в жизни. Труба, из которой идет дым, – признак великодушия. А если ещё на ней прорисованы кирпичики и какие-то мелкие детали, то Вы наверняка оптимист и с надеждой воспринимаете трудности. Слишком густой дым свидетельствует о каком-то внутреннем напряжении автора, а если «дым валит» влево, то это признак пессимистического взгляда на будущее.

5. КРЫША. Сфера фантазии. Её более жирный контур и слишком большие размеры говорят о чрезмерных фантазиях как источнике удовольствий в душевной жизни автора.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все это не относится к рисункам детей, в которых многое из выделенного здесь является нормой.

Расположение рисунка на листе

В НИЖНЕЙ ЧАСТИ – Возможно чувство незащищенности, подавленное настроение, особенно, если рисунок очень маленький и его контур очень тонкий.

В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ – Мышление и фантазии, вероятно, являются главным источником наслаждений...

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ПРАВОЙ СТОРОНЕ ЛИСТА – Склонность искать наслаждение в интеллектуальной сфере, хороший контроль поведения, выдвижение на первый план будущего, а не настоящего или прошлого, возможен излишек мужских черт (по сравнению с другими, но, как правило, необходимый и обоснованный для конкретной личности).

ПОМЕЩЕНИЕ РИСУНКА НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ – Подчёркивание значения прошлого, бегство от реальности, импульсивность, неожиданность действий, вызываемых непосредственными впечатлениями и эмоциями. Возможен излишек женских черт (но опять же – в среднем, а для конкретной личности, возможно, норма).

ОДНОМЕРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (анфас или профиль) – Стремление произвести приятное впечатление на окружающих. Если изображена передняя стена, то скорее всего это стремление общаться в своем стиле (норма для детей), а если боковая – тенденция к отчуждению и оппозиции.

РИСУНОК В ДАЛЬНЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ – Тенденция отграничиться, уйти от непосредственного окружения, недоступность желаемого; стремление отвергнуть рисунок и его смысл. Возможно чувство заброшенности, некоторой изолированности. Вероятно, что человек не в состоянии сам уладить взаимоотношения в семье.

ДОМ ВБЛИЗИ – Открытость, доступность, чувство теплоты или гостеприимства.

ДОМ НА ГОРЕ (взгляд снизу вверх) – Чувство отвергнутости, отстраненности, непризнания в семье или потребность в домашнем очаге, который считается (возможно, совершенно зря) недоступным, недостижимым. Склонность к ограничению контакта с окружающими.

ПЕРСПЕКТИВА КАК БЫ С ГОРКИ (или с высоты птичьего полёта) – Переживание состояния успеха в борьбе за автономность, независимость. Возможно, отражает напряжение или стремление к далекой цели.

Нажим карандаша

СИЛЬНЫЙ – Энергичность, настойчивость, большая напряжённость, возможна агрессивность (если карандаш постоянно рвёт бумагу, – то и нарушение моральных норм).

ОЧЕНЬ ЛЕГКИЙ – Недостаточные энергетические ресурсы, скованность.

ВАРЬИРУЮЩИЙ – Умение приспособиться, пластичность.

НЕРОВНЫЙ, ПРЕРЫВИСТЫЙ ИЛИ РАЗОРВАННЫЙ – Эмоциональная нестабильность, изменчивость настроения, возможно ощущение тревожности, незащищенности (ощущение не всегда соответствует реальности, но «оно есть» и тем самым является фактом психической жизни, не менее заслуживающим внимания, чем «объективные» условия).

Штриховка

СИЛЬНАЯ – Тревожность, агрессия, возможны конфликты.

СЛАБАЯ – Относительное спокойствие.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ – «Подчёркивание» воображения, женственности, слабости.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ – Упрямство, настойчивость, решительность.

СПРАВА НАЛЕВО – Интроверсия (обращённость вовнутрь), стремление к изолированности.

СЛЕВА НАПРАВО – Экстраверсия (обращенность на внешние проблемы), стремление получить поддержку окружающих.

Этим описание анализа всех деталей не исчерпывается. Если рисунок цветной, то учитываются все цвета, употребленные «нереалистично», а также степень детализации рисунка и такие вещи, как погода, солнце, облака, контуры земли, дорожки и т.п. Однако нам кажется, что для популярного журнала это будет уже лишнее. Материала для размышления и так хватает, не так ли?

Опубликовано в журнале «Мост» №2/1996.

Ключевые слова: типирование


Для того чтобы добавлять комментарии, вам надо представиться или зарегистрироваться.
© Уральская школа соционики, 2008-2014